В гостях у журнала «Полиция России» актриса театра и кино, певица, педагог Валерия Ланская.
– Валерия Александровна, ваше погружение в профессию началось с раннего детства. Какие первые шаги в качестве актрисы вам запомнились?
– Я ещё года в три, гуляя рядом с цирковым училищем, рассматривала скульптуры и говорила, что когда вырасту, стану клоуном. Лет с 4-5 родители начали водить меня в детские театральные студии: сначала в «Детский театр эстрады» Валентина Овсянникова, потом в Московский музыкальный театр для детей и молодёжи «Экспромт» Людмилы Ивановой и другие. А когда в восемь лет мама привела меня в Детский музыкальный театр юного актёра посмотреть спектакль, мне так понравилось, что захотела попасть туда.
Сначала меня пригласили на отбор в учебную студию (помню, как волновалась), но в итоге взяли на испытательный срок в младшую группу. А самые яркие впечатления, пожалуй, – гастроли. Мы детьми ездили в Якутию, были во Франции, Германии.
– В детстве вы занимались фигурным катанием, танцами, художественной гимнастикой, играли на фортепиано, на гитаре, учились вокалу, на курсах балетмейстеров, окончили экстерном 10 и 11 классы средней школы… Кто вас так торопил? Как всё успевали?
– До сих пор удивляемся с мамой! Не знаю. Хотя приходилось непросто. Когда тебе ещё не исполнилось шести лет, самое тяжёлое, наверное, – ранние подъёмы на тренировки по фигурному катанию. У нас не было машины и приходилось добираться на общественном транспорте. Потом ушёл на пенсию тренер, а партнёр начал заниматься боевыми искусствами. Но тогда уже появился театр, и я сказала маме, что сцена мне интереснее.
– Учёба в школе давалась легко?
– Да, хотя из-за множества внешкольных занятий много пропускала. Но всё сдавала вовремя – я хорошистка. Что-то учила в дороге, где-то импровизировала. Рассказала стихотворение, сыграла на ёлке – учителя довольны. Сложность была лишь в том, что сменила семь школ по разным причинам и каждый раз это действительно становилось большим стрессом.
– Вы учились в театральном институте имени Бориса Щукина. Кто был вашими педагогами?
– Мне посчастливилось работать с действительно легендарными артистами –Владимиром Этушем, Аллой Казанской, Александром Биненбоймом… А с нашим мастером Юрием Шлыковым мы до сих пор ходим друг к другу на спектакли. Когда набирала свой курс на факультет Музыкального театра в ГИТИСе, первым делом пошла к нему, расспросить, что для него значит быть педагогом. Мы проговорили всю программу обучения. Юрий Вениаминович поделился со мной своими наработками. Хочу так же, как он, донести до своих студентов что, зачем, почему и для чего мы делаем.
– Какие навыки важны для современных актёров?
– На курсе музыкального театра учу студентов не только петь и танцевать, но и работать в драме, поскольку именно это – основа профессии. Рассказываю им о своих ошибках, о навыках, которых мне не хватало. В театральных вузах не учат работе в кино, с камерой и своей природой. За последние годы наша профессия сильно изменилась: например, есть проекты, в которых утверждают по видеопробам, и нужно уметь снимать себя на телефон. Хочется говорить о том, что происходит здесь и сейчас в кино и в театре, чтобы будущие артисты были готовы к этому и понимали, что нужно делать, как себя вести.
– Что привлекает вас в профессии актрисы?
– Я люблю её…потому что люблю. Со всеми сложностями и радостями. Не думаю, что существуют специальности, где нет хоть каких-то трудностей. Те непростые периоды, когда что-то не ладилось, лишь закалили и помогли найти себя. Важно не бросать свою профессию, расти в ней, развиваться и всегда оставаться в тонусе. Не унывать! Мне кажется, это самое главное.
– Вы ждёте предложений или всё же иногда сами предлагаете режиссёрам попробовать себя в той или иной роли?
– Нет, не делала этого ни разу. Не просила ни о чём даже бывшего мужа Стаса Иванова, режиссёра. Если он за меня просил, тогда становилось ещё сложнее: никакой лояльности, много предвзятости. Всегда лучше было ходить на кастинг, когда звали меня напрямую или через агента.
– Бывало ли так, что вы соглашались играть роль, которая вам почему-либо не нравилась?
– Да, такой случай был. Но во время работы над образом я поменяла отношение к моей героине. В театре «Школа современной пьесы» ставили спектакль «Женское счастье» по пьесе Михаила Барщевского и Екатерины Кретовой. Там играю молодую и успешную журналистку, которая делает карьеру на телевидении, но не чувствует себя счастливой из-за тотального одиночества… Вот на эту роль согласилась не сразу. Но почему-то режиссёр Мария Федосова и авторы пьесы видели только меня в этом спектакле и настаивали на своём. Я долго сомневалась, но в итоге мы нашли компромисс. А мне стало даже интересно полюбить героиню, которая сначала пришлась не по душе. Это любопытный актёрский опыт.
– Мешает ли быт работе над ролью?
– Чтобы не мешал, полностью сосредотачиваюсь на создании нового образа: могу уйти в арендованный репетиционный класс или ночью, когда все спят, спокойно поучить роль.
– В течение месяца вы играете более 10 спектаклей, причём иногда дважды в день. Это нормальный ритм для вас? Вы трудоголик?
– Да, у меня от 15 до 20 спектаклей в месяц, плюс съёмки, концерты, репетиции и преподавательская деятельность. Это как раз отчасти ответ на один из ваших предыдущих вопросов – кто меня так подгонял в детстве. Таков мой привычный ритм жизни, по-другому не могу. Или до недавнего времени не могла. Чувствую, что сейчас уже научилась отдыхать, а раньше даже в свои выходные дни не расслаблялась, а наоборот, переживала, что что-то упускаю, теряю…
– Ваше главное амплуа – поющая актриса. Вы – прима музыкального театра, исполняете главные партии в очень популярных мюзиклах. Кто вас учил петь?
– Петь я хотела всегда. Моя бабушка – музыкант, у неё был свой вокально-инструментальный ансамбль, и она с детства учила меня нотной грамоте, пению. Но с вокалом – отдельная история. Когда мне было 11 лет, один уважаемый педагог по вокалу из Гнесинки сказала после пары занятий: «Ты никогда не будешь петь, тебе не надо. Лучше танцуй». Долгое время я комплексовала и открывала в хоре беззвучно рот, пока не поняла, что моё желание петь – сильнее. Начала заниматься дома, записывала себя на диктофон и со временем нашла какую-то собственную манеру пения, удобную позицию связок. В «Щуку» я уже поступила как одна из самых поющих студенток.
– Детская увлечённость спортом привела вас на проект «Ледниковый период», помогла стать одной из его победительниц. Мама, Елена Станиславовна, поддержала вас?
– В шесть лет я ушла из фигурного катания и до 2009 года не вставала на лёд. Когда пригласили в шоу, пришлось заново привыкать к конькам. Освоилась достаточно быстро, у меня есть ощущение льда и хорошая координация, но меня никак нельзя назвать профессиональной фигуристкой, как часто писали. Всему училась на проекте. Мама, конечно, об этом знала, поддерживала и, если я обращалась к ней за советом, высказывала своё мнение.
– Пригодились ли вам занятия гимнастикой, когда вы стали актрисой?
– Да, в фильме «Принцесса цирка» моя героиня Ася – воздушная гимнастка. И мне, безусловно, помогла спортивная подготовка, хотя пару месяцев пришлось осваивать и премудрости цирковой актрисы. В сериале я делала трюки самостоятельно, работала в кольце, что позже пригодилось и на съёмках проекта «Точь-в-точь»…
– А специальность лётчика не пришлось осваивать во время работы над картиной о событиях времён Великой Отечественной войны «Истребители. Последний бой»?
– Только частично. До реальных полётов не допустили (улыбается). Макет самолёта подвешивали в воздухе с помощью специальных устройств, постановщики вращали его. Так создавалась иллюзия полёта. И только потом спецэффекты дорисовали графические дизайнеры.
Кадр из фильма «Истребители. Последний бой», 2015 г.
Но мы, актёры, подробно изучали устройство истребителя, как им управлять, правильно садиться в кабину, пристёгиваться, надевать шлем, учились держать винтовку, отдавать честь и ползать, - чтобы добиться правдоподобности в кадре.
– Каких героинь ещё хотели бы сыграть в кино?
– Хочется сложных, глубоких, многогранных образов. К тому же, надеюсь, в моей фильмографии появится картина или сериал, где сыграю исторического персонажа. Таких героинь у меня много в театре, но не в кино. Да и от современных историй тоже не откажусь. Главное, чтобы это был интересный сценарий и яркий персонаж.
– Непросто при таком рабочем ритме быть мамой. Ваш сын пошёл в первый класс. Каким хотите его воспитать? От чего оградить?
– Мне хочется, чтобы он нашёл себя в жизни, был здоров и счастлив. Поэтому не заставляю его, но объясняю, что, например, английским здорово бы заниматься, он поможет в поездках по всему миру. Артемий уже знает: для того, чтобы добиться успехов (да и просто чтобы в холодильнике была еда) нужно ходить на работу. Возможно, где-то преодолевая свои «не хочу». В плане занятий он очень разноплановый и творческий. Занимался театром и казалось, что у него хорошо получается. Но в этом году сказал, что больше не хочет, а заставлять я не буду. Лидируют сейчас рисование, английский и спорт.
Дети смотрят на родителей. Мало говорить – нужно показывать своим примером. Стараюсь это делать. Мне ничего не падало с небес просто так, я знаю цену всех своих успехов и что нужно, чтобы добиться большего. И иду к этому!
#MORE_PHOTO#
Визитная карточка
Ланская Валерия Александровна. Родилась 2 января 1987 года в Москве в семье танцора и педагога бальных танцев Александра Зайцева и хореографа и тренера по фигурному катанию Елены Масленниковой.
В детстве занималась художественной гимнастикой и фигурным катанием. Играла в Музыкальном театре юного актёра (1996 – 2002). Окончила театральный институт имени Бориса Щукина, актёрский курс Юрия Шлыкова (2006).
Работала в театре «Сатирикон» имени Аркадия Райкина, Театре Луны, Губернском театре, Театре Мюзикла. Сотрудничала с театром имени Евгения Вахтангова и Театром Алексея Рыбникова.
Снялась более чем в 30 кинокартинах. Среди них фильмы: «Тариф новогодний (2008), «Истребители. Последний бой» (2015), «Конец невинности» (2019), «Жди меня» (2019), «Немцы» (2020).
Ведущая актриса мюзиклов «Лиромания», «Губы», «Мэри Поппинс-Next», «Приключения Оливера Твиста», «Юнона и Авось», «Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты», «Мата Хари», «Монте - Кристо», «Граф Орлов», «Зорро», «Времена не выбирают», «Фанфан-тюльпан», «Анна Каренина», «Принцесса цирка».
Участница телевизионных проектов «Ледниковый период» (2008-2009, 2023) и «Ледниковый период – лучшее» (2009) (партнёр - Алексей Ягудин), «Повтори!» (2017), «Точь-в-точь» (2021), «Две звезды» (2013). Соведущая Дмитрия Нагиева в 3-м сезоне телепроекта «Голос. Дети» (2016). Постоянный участник и ведущая гала-концертов «Романтика романса». Мастер курса на факультете Музыкального театра в ГИТИСе.
Лауреат ряда премий, в том числе – зрительских симпатий имени Ромашина (2006), «Любимые артисты артистов мюзикла» (2010), «Золотой Орёл – 2011», «Любимые артисты зрителей» (2011) и других. Лауреат фестиваля «Амурская осень» (2011), 8-го международного фестиваля мюзиклов в Южной Корее (2014).