Валерия Ланская: «Мне ничего не падало с небес»

10 месяцев назад 85

В гостях у журнала «Полиция России» актриса театра и кино, певица, педагог Валерия Ланская.

– Валерия Александровна, ваше погружение в профессию началось с раннего детства. Какие первые шаги в качестве актрисы вам запомнились?

– Я ещё года в три, гуляя рядом с цирковым училищем, рассматривала скульптуры и говорила, что когда вырасту, стану клоуном. Лет с 4-5 родители начали водить меня в детские театральные студии: сначала в «Детский театр эстрады» Валентина Овсянникова, потом в Московский музыкальный театр для детей и молодёжи «Экспромт» Людмилы Ивановой и другие. А когда в восемь лет мама привела меня в Детский музыкальный театр юного актёра посмотреть спектакль, мне так понравилось, что захотела попасть туда.

Сначала меня пригласили на отбор в учебную студию (помню, как волновалась), но в итоге взяли на испытательный срок в младшую группу. А самые яркие впечатления, пожалуй, – гастроли. Мы детьми ездили в Якутию, были во Франции, Германии.

– В детстве вы занимались фигурным катанием, танцами, художественной гимнастикой, играли на фортепиано, на гитаре, учились вокалу, на курсах балетмейстеров, окончили экстерном 10 и 11 классы средней школы… Кто вас так торопил? Как всё успевали?

– До сих пор удивляемся с мамой! Не знаю. Хотя приходилось непросто. Когда тебе ещё не исполнилось шести лет, самое тяжёлое, наверное, – ранние подъёмы на тренировки по фигурному катанию. У нас не было машины и приходилось добираться на общественном транспорте. Потом ушёл на пенсию тренер, а партнёр начал заниматься боевыми искусствами. Но тогда уже появился театр, и я сказала маме, что сцена мне интереснее.

– Учёба в школе давалась легко?

– Да, хотя из-за множества внешкольных занятий много пропускала. Но всё сдавала вовремя – я хорошистка. Что-то учила в дороге, где-то импровизировала. Рассказала стихотворение, сыграла на ёлке – учителя довольны. Сложность была лишь в том, что сменила семь школ по разным причинам и каждый раз это действительно становилось большим стрессом.

– Вы учились в театральном институте имени Бориса Щукина. Кто был вашими педагогами?

– Мне посчастливилось работать с действительно легендарными артистами –Владимиром Этушем, Аллой Казанской, Александром Биненбоймом… А с нашим мастером Юрием Шлыковым мы до сих пор ходим друг к другу на спектакли. Когда набирала свой курс на факультет Музыкального театра в ГИТИСе, первым делом пошла к нему, расспросить, что для него значит быть педагогом. Мы проговорили всю программу обучения. Юрий Вениаминович поделился со мной своими наработками. Хочу так же, как он, донести до своих студентов что, зачем, почему и для чего мы делаем.

– Какие навыки важны для современных актёров?

– На курсе музыкального театра учу студентов не только петь и танцевать, но и работать в драме, поскольку именно это – основа профессии. Рассказываю им о своих ошибках, о навыках, которых мне не хватало. В театральных вузах не учат работе в кино, с камерой и своей природой. За последние годы наша профессия сильно изменилась: например, есть проекты, в которых утверждают по видеопробам, и нужно уметь снимать себя на телефон. Хочется говорить о том, что происходит здесь и сейчас в кино и в театре, чтобы будущие артисты были готовы к этому и понимали, что нужно делать, как себя вести.

– Что привлекает вас в профессии актрисы?

– Я люблю её…потому что люблю. Со всеми сложностями и радостями. Не думаю, что существуют специальности, где нет хоть каких-то трудностей. Те непростые периоды, когда что-то не ладилось, лишь закалили и помогли найти себя. Важно не бросать свою профессию, расти в ней, развиваться и всегда оставаться в тонусе. Не унывать! Мне кажется, это самое главное.

– Вы ждёте предложений или всё же иногда сами предлагаете режиссёрам попробовать себя в той или иной роли?

– Нет, не делала этого ни разу. Не просила ни о чём даже бывшего мужа Стаса Иванова, режиссёра. Если он за меня просил, тогда становилось ещё сложнее: никакой лояльности, много предвзятости. Всегда лучше было ходить на кастинг, когда звали меня напрямую или через агента.

– Бывало ли так, что вы соглашались играть роль, которая вам почему-либо не нравилась?

– Да, такой случай был. Но во время работы над образом я поменяла отношение к моей героине. В театре «Школа современной пьесы» ставили спектакль «Женское счастье» по пьесе Михаила Барщевского и Екатерины Кретовой. Там играю молодую и успешную журналистку, которая делает карьеру на телевидении, но не чувствует себя счастливой из-за тотального одиночества… Вот на эту роль согласилась не сразу. Но почему-то режиссёр Мария Федосова и авторы пьесы видели только меня в этом спектакле и настаивали на своём. Я долго сомневалась, но в итоге мы нашли компромисс. А мне стало даже интересно полюбить героиню, которая сначала пришлась не по душе. Это любопытный актёрский опыт.

– Мешает ли быт работе над ролью?

– Чтобы не мешал, полностью сосредотачиваюсь на создании нового образа: могу уйти в арендованный репетиционный класс или ночью, когда все спят, спокойно поучить роль.

– В течение месяца вы играете более 10 спектаклей, причём иногда дважды в день. Это нормальный ритм для вас? Вы трудоголик?

– Да, у меня от 15 до 20 спектаклей в месяц, плюс съёмки, концерты, репетиции и преподавательская деятельность. Это как раз отчасти ответ на один из ваших предыдущих вопросов – кто меня так подгонял в детстве. Таков мой привычный ритм жизни, по-другому не могу. Или до недавнего времени не могла. Чувствую, что сейчас уже научилась отдыхать, а раньше даже в свои выходные дни не расслаблялась, а наоборот, переживала, что что-то упускаю, теряю…

– Ваше главное амплуа – поющая актриса. Вы – прима музыкального театра, исполняете главные партии в очень популярных мюзиклах. Кто вас учил петь?

– Петь я хотела всегда. Моя бабушка – музыкант, у неё был свой вокально-инструментальный ансамбль, и она с детства учила меня нотной грамоте, пению. Но с вокалом – отдельная история. Когда мне было 11 лет, один уважаемый педагог по вокалу из Гнесинки сказала после пары занятий: «Ты никогда не будешь петь, тебе не надо. Лучше танцуй». Долгое время я комплексовала и открывала в хоре беззвучно рот, пока не поняла, что моё желание петь – сильнее. Начала заниматься дома, записывала себя на диктофон и со временем нашла какую-то собственную манеру пения, удобную позицию связок. В «Щуку» я уже поступила как одна из самых поющих студенток.

– Детская увлечённость спортом привела вас на проект «Ледниковый период», помогла стать одной из его победительниц. Мама, Елена Станиславовна, поддержала вас?

– В шесть лет я ушла из фигурного катания и до 2009 года не вставала на лёд. Когда пригласили в шоу, пришлось заново привыкать к конькам. Освоилась достаточно быстро, у меня есть ощущение льда и хорошая координация, но меня никак нельзя назвать профессиональной фигуристкой, как часто писали. Всему училась на проекте. Мама, конечно, об этом знала, поддерживала и, если я обращалась к ней за советом, высказывала своё мнение.

– Пригодились ли вам занятия гимнастикой, когда вы стали актрисой?

– Да, в фильме «Принцесса цирка» моя героиня Ася – воздушная гимнастка. И мне, безусловно, помогла спортивная подготовка, хотя пару месяцев пришлось осваивать и премудрости цирковой актрисы. В сериале я делала трюки самостоятельно, работала в кольце, что позже пригодилось и на съёмках проекта «Точь-в-точь»…

– А специальность лётчика не пришлось осваивать во время работы над картиной о событиях времён Великой Отечественной войны «Истребители. Последний бой»?

– Только частично. До реальных полётов не допустили (улыбается). Макет самолёта подвешивали в воздухе с помощью специальных устройств, постановщики вращали его. Так создавалась иллюзия полёта. И только потом спецэффекты дорисовали графические дизайнеры.

Кадр из фильма «Истребители. Последний бой», 2015 г. Кадр из фильма «Истребители. Последний бой», 2015 г.

Но мы, актёры, подробно изучали устройство истребителя, как им управлять, правильно садиться в кабину, пристёгиваться, надевать шлем, учились держать винтовку, отдавать честь и ползать, - чтобы добиться правдоподобности в кадре.

– Каких героинь ещё хотели бы сыграть в кино?

– Хочется сложных, глубоких, многогранных образов. К тому же, надеюсь, в моей фильмографии появится картина или сериал, где сыграю исторического персонажа. Таких героинь у меня много в театре, но не в кино. Да и от современных историй тоже не откажусь. Главное, чтобы это был интересный сценарий и яркий персонаж.

– Непросто при таком рабочем ритме быть мамой. Ваш сын пошёл в первый класс. Каким хотите его воспитать? От чего оградить?

– Мне хочется, чтобы он нашёл себя в жизни, был здоров и счастлив. Поэтому не заставляю его, но объясняю, что, например, английским здорово бы заниматься, он поможет в поездках по всему миру. Артемий уже знает: для того, чтобы добиться успехов (да и просто чтобы в холодильнике была еда) нужно ходить на работу. Возможно, где-то преодолевая свои «не хочу». В плане занятий он очень разноплановый и творческий. Занимался театром и казалось, что у него хорошо получается. Но в этом году сказал, что больше не хочет, а заставлять я не буду. Лидируют сейчас рисование, английский и спорт.

Дети смотрят на родителей. Мало говорить – нужно показывать своим примером. Стараюсь это делать. Мне ничего не падало с небес просто так, я знаю цену всех своих успехов и что нужно, чтобы добиться большего. И иду к этому!

#MORE_PHOTO#

Визитная карточка

Ланская Валерия Александровна. Родилась 2 января 1987 года в Москве в семье танцора и педагога бальных танцев Александра Зайцева и хореографа и тренера по фигурному катанию Елены Масленниковой.

В детстве занималась художественной гимнастикой и фигурным катанием. Играла в Музыкальном театре юного актёра (1996 – 2002). Окончила театральный институт имени Бориса Щукина, актёрский курс Юрия Шлыкова (2006).

Работала в театре «Сатирикон» имени Аркадия Райкина, Театре Луны, Губернском театре, Театре Мюзикла. Сотрудничала с театром имени Евгения Вахтангова и Театром Алексея Рыбникова.

Снялась более чем в 30 кинокартинах. Среди них фильмы: «Тариф новогодний (2008), «Истребители. Последний бой» (2015), «Конец невинности» (2019), «Жди меня» (2019), «Немцы» (2020).

Ведущая актриса мюзиклов «Лиромания», «Губы», «Мэри Поппинс-Next», «Приключения Оливера Твиста», «Юнона и Авось», «Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты», «Мата Хари», «Монте - Кристо», «Граф Орлов», «Зорро», «Времена не выбирают», «Фанфан-тюльпан», «Анна Каренина», «Принцесса цирка».

Участница телевизионных проектов «Ледниковый период» (2008-2009, 2023) и «Ледниковый период – лучшее» (2009) (партнёр - Алексей Ягудин), «Повтори!» (2017), «Точь-в-точь» (2021), «Две звезды» (2013). Соведущая Дмитрия Нагиева в 3-м сезоне телепроекта «Голос. Дети» (2016). Постоянный участник и ведущая гала-концертов «Романтика романса». Мастер курса на факультете Музыкального театра в ГИТИСе.

Лауреат ряда премий, в том числе – зрительских симпатий имени Ромашина (2006), «Любимые артисты артистов мюзикла» (2010), «Золотой Орёл – 2011», «Любимые артисты зрителей» (2011) и других. Лауреат фестиваля «Амурская осень» (2011), 8-го международного фестиваля мюзиклов в Южной Корее (2014).


Прочитать всю статью