В гостях у журнала «Полиция России» прима-балерина Валерия Васильева.
– Валерия Вадимовна, что для вас балет?
– Это триединство – искусство, наука и моя жизнь. Искусство – прежде всего красота, создание образов посредством танца и музыки. Наука – законы классического балета, без выполнения которых невозможно его станцевать, и вместе с тем безграничные человеческие возможности, которые позволяют делать новые открытия. И, наконец, моя жизнь – я занимаюсь балетом с 8 лет.
– Как вы стали балериной?
– Нельзя сказать, что с детства мечтала об этом, у меня было много других интересов.
Заниматься балетом начала по инициативе и настойчивости педагога, Светланы Гиндиной, которая увидела у меня способности и сказала об этом родителям.###
Меня часто спрашивают: «Сложно ли учиться балету? » В детстве обучение и его трудности воспринимаются как данность. Процесс кристаллизации всегда сложен и утомителен, но, когда видишь результат, понимаешь, что ты на верном пути. Мне повезло, что у меня не было боязни сцены и я не испытываю волнения во время танца.
– Кто сыграл наиболее важную роль в вашем становлении?
– Мне посчастливилось встретить много талантливых педагогов. Среди них были Ирина Сырова, Марина Леонова, Елена Ватуля, и моя первая учительница Александра Маркеева, которая передала мне таинство балета. Это подарок судьбы, что именно Александра Михайловна участвовала в моём становлении как балерины, подсказывала, как сделать то или иное движение. Это можно сравнить с живописью, когда великие мастера делятся какими-то нюансами – и картина оживает.
Уже в институте мне посчастливилось учиться у балетного педагога Раисы Стручковой. И я всегда поражалась той положительной энергии, которую она несла. Не замечала у неё плохого настроения. Моими репетиторами в театре «Кремлёвский балет» были Людмила Чарская и Ирина Прокофьева.
На мой взгляд, настоящие наставники, помимо творчества, должны быть ещё и знатоками анатомии, понимать, как работает тело, чтобы научить с ним обращаться.###
Немаловажно заставить ученика поверить в себя, вселить уверенность и свободу.
Если повезёт встретить педагога, который передаст эту силу, тогда ты сможешь стать ведущей балериной, которая ведёт за собой весь балет.
– При этом мы знаем, какой это труд: ноги в кровь, постоянное преодоление. Балет закаляет?
– Несомненно. Особенно в детстве. Морально прежде всего. Не принято жаловаться. Да, ты закаляешь себя, и позже многое уже не смущает. Всё как в спорте. Балерина в любом спектакле каждый раз побеждает, словно на Олимпиаде. Ведь балет изначально создан для женщины. Партнёр существует для балерины, он должен забыть о себе, стараясь красиво подать свою партнёршу. Исключением может быть «Спартак», поставленный Юрием Григоровичем.
Кто сильнее, тот и побеждает. За счёт своих физических способностей, данных при рождении, здоровья. Это значимая часть нашей профессии. Чем интересны для меня великие балерины? В детстве ты ещё не понимаешь, в чём их величие.
Мне хотелось походить на Сильвию Гиллем, Надежду Павлову. Преклоняюсь перед Майей Плисецкой.###
Смотришь записи и понимаешь, как это сложно станцевать. Эти руки, которые разгадать, да и повторить, невозможно. Наверное, так же трудно постичь великие полотна или музыкальные произведения, пока ты не попытаешься их воспроизвести или сам захочешь что-то создать.
– Один из самых выдающихся хореографов XX века Юрий Григорович тоже повлиял на вашу карьеру?
– Я всегда относилась к Юрию Николаевичу с огромным пиететом, так же, как и к его жене Наталье Бессмертновой, с которой мне посчастливилось репетировать балеты, в которых Григорович был постановщиком. Это балетмейстер номер один среди наших современников. Величина почувствовалась в театре, когда начала непосредственно работать с ним. Мне повезло исполнять ведущие партии, получать огромное удовольствие от участия в шедеврах.
С Юрием Николаевичем мы встретились на репетициях, когда он пришёл ставить «Ромео и Джульетту» на сцене в Кремле. Меня поразила невероятная энергия, мощь, которая исходила от мастера, его харизма. Он, как лидер, мог повести за собой всю труппу, участвующую в постановке. Даже те, кто исполнял не главные роли, работали с максимальной самоотдачей. Меня всегда восхищало: как человеку дан такой дар – заставить всех полюбить твой спектакль, чтобы весь коллектив захотел идти за тобой, был как единое целое? Этому не научишься. Григорович для меня образец. И мне хотелось хоть немного быть похожей на него и его супругу.
Юрий Николаевич отвечал за весь спектакль, а со мной репетировала Наталья Бессмертнова – гениальная балерина и педагог, с которой добиваешься феноменальных успехов за короткое время. Ты никогда не разочаруешь человека, который в тебя верит, и поэтому сделаешь всё и даже выйдешь за грань своих возможностей, видя, что твоё выступление важно и педагогу, который вложил в тебя свою душу.
– Какими качествами, по вашему мнению, должна обладать настоящая балерина?
– Мне кажется, прежде всего – доброжелательностью. Ибо она не разрушает, как, например, зависть. Да, и в балете есть постоянная борьба за первенство. Но те великие, с кем мне довелось работать, были выше этих земных слабостей. Они несли людям свет со сцены. Твоё лицо, твои движения выдают твою суть.
– Не все балерины пишут диссертации…
– Да, после аспирантуры я принялась за написание научного труда. Тема, над которой работаю, интересная, но сложная: «Метафоры и символы в балетах Юрия Григоровича». Не хочется защищать проходную тему. А эта мне близка, о ней мало сказано. Хотелось бы открыть что-то новое.
– Наряды и музыка в балете тоже играют немаловажную роль…
– По мироощущению мне подходят балеты Григоровича и костюмы, которые шили по лекалам театрального художника Симона Вирсаладзе. Он в своё время активно сотрудничал с Юрием Николаевичем. Хотя мне очень нравится исторический костюм, но то, что создавал Вирсаладзе, подходит по духу. Всё стильно, не помпезно, выверено. Не люблю минимализм. Эпоха романтизма мне ближе. Моё любимое платье – то, что надевала в «Ромео и Джульетте», нежные возвышенные «шопенки», ну и, конечно, классические пачки. Не все готовы воспринимать серьёзные произведения. Поэтому очень важно их красиво подать.
– С недавних пор вы выступаете и как балетмейстер-постановщик...
– Мне повезло с художественным руководителем Московского областного государственного академического театра «Русский балет» Вячеславом Гордеевым, который дал мне творческую свободу. Именно там я поставила «Карнавальную ночь» по одноименному фильму Эльдара Рязанова, «Оживший портрет», «Танцы Короля» – про историю возникновения классического балета, восстанавливала в своей редакции старинные балеты «Раймонда», «Карнавал», «Шопениана», впервые поставленную в начале ХХ века известным хореографом того времени Михаилом Фокиным.
Мечтаю о том, чтобы поставить балет светлый, радостный, счастливый. Потому, что напугать и заставить плакать зрителя намного легче.###
Да, это приносит сильные эмоции, но эти чувства слишком часто эксплуатируют. И это неправильно. Их и так достаточно в нашей жизни. Поэтому, приходя в театр, хочется увидеть торжество Красоты и Добра.
– Несколько лет назад вы создали концертную организацию в поддержку российского хореографического искусства...
– Наша задача – сохранение, поддержание и развитие традиций в области культуры и хореографии посредством показа нашим зрителям шедевров искусства. Участвуем в ежегодных акциях «Вахта памяти», награждениях в Доме правительства «Выдающиеся люди России», концертах на Васильевском спуске «Россия в моём сердце», выступаем для пенсионеров и ветеранов, военнослужащих, участников СВО в Центральном доме Российской армии, в госпитале Бурденко, ездим по городам России. Стараемся сохранять верность традициям классического танца, ставить изысканные постановки. Зритель видит утончённую эстетику, роскошные исторические костюмы и декорации – и это нравится нашей публике.
– В начале года вы провели очень интересное занятие в Университете культуры при Академии управления МВД России, исполнили разные хореографические постановки, а для выступления даже привезли с собой специальное покрытие для пола…
– Приглашение провести такое занятие стало для меня приятной неожиданностью. Организовано всё было по-военному чётко, быстро и с творческим подходом. Да, мне приходится возить с собой специальное покрытие. Это часть моей работы, если ты хочешь выступать профессионально. Удивили меня возможности академии: не в каждом дворце культуры есть такая удобная сцена (мои аплодисменты! ). И я готова снова выступить здесь.
#MORE_PHOTO#
Визитная карточка
Васильева Валерия Вадимовна. Родилась 9 мая 1978 года в Москве.
После окончания Московского академического хореографического училища (1996) была приглашена в театр «Кремлёвский балет» под руководством народного артиста Российской Федерации Андрея Петрова. Ведущая балерина труппы (1998–2008). Исполнила ведущие партии Джульетты («Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева), Анастасии («Иван Грозный» в постановке Юрия Григоровича, под руководством Наталии Бессмертновой).
Окончила балетмейстерский факультет РАТИ (ГИТИС) по классу народной артистки СССР Раисы Стручковой (2003), аспирантуру Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой, отделение искусствоведения (2009).
Готовится к защите диссертации под руководством научного руководителя народного артиста Российской Федерации Юрия Григоровича.
Прима-балерина театра «Русский балет» (с 2016 года – по сей день).
Исполнила главные партии в балетах: «Дон Кихот», «Коппелия», «Щелкунчик», «Руслан и Людмила», «Жизель», «Наполеон Бонапарт», «Золушка», «Спящая красавица», «Баядерка», «Лебединое озеро», «Шопениана», «Раймонда», «Шахерезада».
Основала концертную организацию в поддержку развития хореографического искусства (2006).
Как балетмейстер-постановщик поставила балеты «Вирсавия», «Оживший портрет», «Танцы Короля», «Карнавальная ночь», восстанавливала старинные балеты «Карнавал», «Раймонда», «Шопениана».
Дипломант фестиваля молодых исполнителей Русского балета (2002).
За вклад в развитие российского искусства удостоена Высшей Российской общественной награды – знака ордена святого Александра Невского «За труды и Отечество», многих других общественных наград.