Валентин Шишкин: «Для инстинктов нет разницы, одет человек или раздет»

7 месяцев назад 94

Знаете ли вы, что мы общаемся не только с помощью языка и голосовых связок? Посредством движений тело ежесекундно отправляет послания, которые мгновенно считываются окружающими людьми. Можем ли мы быть уверенными в том, что наши жесты доносят верную информацию и транслируют именно то, что нужно? Умение грамотно выстраивать невербальную коммуникацию - не только залог успеха, но порой и безопасности. Об этом мы решили поговорить с основателем школы кинетического имиджа Валентином Шишкиным.

- Валентин, вы позиционируете себя как основоположник кинетики. Когда училась в институте, у нас был такой предмет - кинесика. Это тоже наука о невербальной коммуникации. Чем отличаются данные дисциплины?

- В кинесике очень много разных типов жестов и их наименований. Мне пришлось максимально упростить терминологию, даже где-то придумать новые названия, и тогда это стало эффективно работать. Я выделил три так называемые группы сигналов: конфликтоген (элементы коммуникации, которые раздражают собеседника и приводят к конфликту. - Прим. ред.), адаптеры (жесты, непроизвольно возникающие у человека в момент стресса. - Прим. ред.), сексуальные сигналы, которые бывают проявленными и подавляемыми, то есть говорящими о готовности либо неготовности вступать в сексуальный контакт. Три этих типа имеют решающее значение для коммуникации. Всё остальное - детали.

- Тогда попрошу небольшой ликбез по теме безопасности. К примеру, в тёмном переулке навстречу движется фигура, от которой исходит угроза. Возможно ли с помощью языка тела обезопасить себя?

- Чем хищник принципиально отличается от жертвы? Он обычно вкрадчив, потом резко становится жёстким. Жертва же всегда в неустойчивом состоянии. Она сжата, а её условная внешняя рамка (границы тела. - Прим. ред.) слишком мягкая. Хищник интуитивно думает: можно напасть, укусить. Вот вы идёте в переулке, начинаете пугаться, сжиматься, вздрагивать - следовательно, у вас есть ресурс, но боитесь его потерять. Так вы посылаете сигнал: «Можно нападать».

- То есть лучше даже не ускорять шаг, чтобы не показать страх?

- Да, но скорость - это один из критериев. Цель - не замедлить шаги, а добавить в них тяжести. Если вы идёте весомо (замедляет темп речи и понижает тембр), значит, энергии много. Вот сейчас как я начал говорить?

- Более авторитетно.

- Начинаю идти медленно, размеренно, шагать чуть шире. Внешний контур становится жёстким. Можно ещё достать телефон и поговорить с кем-то: «Привет. Я сейчас нахожусь там-то. Мне тебя ждать или вызвать такси?» В этот момент хищник что подумает?

- Он, безусловно, поймёт - лучше не связываться, потому что кто-то может прийти на помощь.

- Конечно. Предпочтительнее даже не аудио-, а видеозвонок. А ещё, если у вас вымогают определённую сумму, можно достать её и сказать: «На, вот тебе деньги. А другой рукой вытащить телефон, включить и проговорить: «Сейчас делай что угодно, видео уже выходит в эфир». При этом важно подчеркнуть не то, что вы записываете злоумышленника, а то, что он уже в эфире.

Далее, если брать только невербалику. Есть так называемая дефицитная поза, когда человек немного выдвигается вперёд и зажимается, скукоживается. У него руки справа и слева поджаты в локтях - так называемые щиты. Если это девушка, то ещё и сумочку прижимает. Но это же очевидно - она испытывает страх за себя и свои вещи. А если боится, то потенциальный преступник что начинает чувствовать?

- Собственную силу?

- Верно. Получается, жертва, сжимаясь и становясь невербально уязвимой и мягкой, демонстрирует невозможность себя защитить. Нужно стать более жёсткой, более конкретной. Что можно сделать? Например, начать шумно двигаться. Каким образом? Резко распахнуть либо запахнуть пальто, при этом движения должны быть направленными, чёткими. Вытащить что-то из сумки, не копаться, а достать и поднести какую-либо вещь к лицу и посмотреть. Начать взаимодействие по телефону с кем-то. Обязательно выключить сексуальные сигналы. Дело в том, что очень часто, когда женщина нервничает, включаются адаптеры. У мужчин они тоже включаются, но у представительниц прекрасного пола они порой похожи на кокетство. Например, встревоженная дама начинает поправлять волосы. А если записать её на видео и показать другому человеку, он скажет, что она жеманится и хочет понравиться. Такой сигнал принимается за готовность к взаимодействию.

- То есть так можно привлечь насильника?

- Ну, я бы сказал, так можно вызвать его интерес. Нельзя утверждать, что, если ты поправляешь волосы, насильник нападёт. Это некорректно. Нормальный человек может подойти, познакомиться, предложит обменяться телефонами.

Кстати, есть и другие опасные сигналы. Например, девушка берёт и непроизвольно закрывает руками область груди. А для инстинктов нет разницы, одет человек или раздет. Для нашего глубинного мозга человек всегда неодетый.

- То есть, если девушка скромно одевается, чтобы не провоцировать сексуальную агрессию в свой адрес, это всё равно не действует?

- Работает, но не совсем эффективно. Например, женщина оделась скромно, то есть нет обнажённой кожи, закрыта зона декольте, но если она зажимается руками, то выглядит как голая, которая что-то прикрывает. В этом случае инстинкт говорит мужчине: у неё есть что скрыть, на это нужно обратить внимание. А если у него ещё и девиантное поведение либо он под алкоголем, то ситуация становится угрожающей.

- Какой же выход в таком случае?

- По моему личному глубокому убеждению, понятийную базу невербалики нужно давать с детства. Ведь часто девушка даже не знает, как вести себя, чтобы не показаться развязной. Этому не учат ни в школе, ни дома. Например, девочка говорит: «Я пойду на танцы». Родители: «Нет, ты не пойдёшь накрашенная». Это неправильный подход. Ведь проблема не в том, что дочь сделала макияж, а в том, что, например, улыбается вульгарно. Необходимо научить видеть, что она транслирует своим поведением. И скорректировать его так, чтобы не оказаться в нежелательной ситуации. Тогда запреты будут не нужны.

- Хотелось бы немного затронуть тему домашнего насилия. Безусловно, мы все понимаем, что вина всегда на агрессоре, но есть ли что-то, являющееся для него триггером?

- Есть. Презрение, отразившееся на лице хотя бы на секунду, в большинстве случаев приведёт к агрессии со стороны абьюзера или абьюзерши, так как дам среди них тоже немало.

Однажды ко мне обратилась женщина. В браке уже 10 лет, но в последнее время супруг стал поднимать на неё руку. Разводиться не хочет, говорит - большую часть времени ей хорошо с мужем. Смоделировали ситуацию. Записали на видео. Выяснилось: конфликт начинается с того, что супруг выражает желание развестись, жена возражает и при этом тычет в него пальцем. Выглядит это в видеозаписи, как будто она нападает и... получает ответную реакцию.

- А вот вопрос, ответ на который будет интересен следователям и дознавателям. Как можно заставить человека разговориться?

- Сядьте так, чтобы положение вашего тела было вертикальным, и расслабьтесь. Теперь откиньтесь немного назад, колени согните так, чтобы они образовывали тупой угол. В таком положении с вами хочется делиться. Это не значит, что нужно сидеть часами в данной позе. Можно, задавая вопрос, чуть потянуться к собеседнику, потом снова отклониться. И в этот момент человек предрасполагается к тому, чтобы вам что-то рассказать. При следующем вопросе снова немного подайтесь вперёд и затем вернитесь в предыдущее положение.

Не забывайте и про правильную жестикуляцию. Если отклоняетесь назад, углы в локтях становятся более тупыми, при этом видны ваши ладони и внутренние стороны предплечья. В таком положении человек сразу воспринимается как честный и открытый. Спокойно объясняете: «Ну посмотри. Ты сделал то-то и получишь то-то. Как считаешь, это справедливо или нет?» Таким образом, чередуя давление, стабильность и открытость, можно получить больше информации, чем непрерывным давлением.

- Какой совет вы дали бы тем, кто хочет улучшить свою невербальную коммуникацию?

- Рекомендую записать себя на видео, смоделировав ситуацию, в которой получаешь не то, что хочешь - насилие, неуважение, нежелание общаться. Затем проанализировать запись с целью понять, что транслирует тело. Ведь у каждого в голове есть определённое представление о себе, но важно увидеть со стороны, какие сигналы подаёшь на самом деле, и тогда можно будет их скорректировать, чтобы избегать неприятностей и получать желаемый результат.

Визитная карточка

Валентин Шишкин родился в 1975 году в Уфе. Его отец - главный инженер завода, мама - предприниматель, юрист, преподаватель.

Первые успехи в работе с телом проявились у Валентина ещё в 19 лет. Сначала он был моделью, затем преподавал дефиле, много занимался творческими постановками, организовывал региональные конкурсы красоты и фестивали мод. Эта деятельность, связанная с красивыми, гармоничными движениями, и дала большой опыт.

В 2007 году Валентин Шишкин прошёл обучение и стал преподавать ораторское мастерство, командообразование и другие дисциплины. Он исследовал впечатления, которые человек производит на окружающих через позы, жесты и движения, проводя бесконечные индивидуальные занятия. Свои изыскания оформил в отдельное направление - кинетику.

В 2017 году вместе с продюсером Ириной Речистер эксперт открыл Школу кинетического имиджа и получил патент на понятие «кинетический имидж».

В 2020-м Валентин Шишкин принял решение о передаче своей авторской методики через амбассадоров. На февраль 2024 года сертификат о праве применения методики имеют 370 человек в 24 странах.

Прочитать всю статью