В жанре «чебурашка-рок»

8 месяцев назад 78

Лидер группы «Божья коровка» считает, что хорошо работает тот, кто отдыхает на полную катушку, поэтому на своих концертах коллектив выступает как можно ярче. Опыт позволяет это делать виртуозно, ведь музыканты гастролируют не один десяток лет. Об абсолютном счастье, ширпотребном вкусе и поисках себя корреспонденту газеты «Щит и меч» рассказал Владимир Воленко.

- Владимир, постигать музыкальную науку вы начали ещё в детстве. Воля родителей или самостоятельный выбор?

- Мама - музыкант, поэтому, конечно, это было по настоянию родителей. Разве по собственной инициативе в подростковом возрасте кто-нибудь будет заниматься чем-то серьёзным? Другое дело, что со временем мне самому понравилось.

- Какие воспоминания остались от учёбы?

- В музыкальной школе обучался игре на скрипке. Этот инструмент я ненавидел: когда все нормальные дети во дворе в футбол гоняли, мне приходилось тащиться в музыкальную школу. Однако оркестр, который начинался с пятого класса, сразу стал любимым предметом. Там быстро нашлись приятели среди скрипачей и виолончелистов, дружеские отношения с которыми поддерживаю до сих пор. В том же году влюбился в Иру Баранову. Она заканчивала у моего педагога седьмой класс и здорово играла на скрипке. В мою сторону смотрела весьма пренебрежительно, как на хулигана. Пришлось начать серьёзно заниматься, чтобы хоть немного ей понравиться.

В училище имени Октябрьской революции (ныне - колледж имени Шнитке) и в институте Гнесиных учился на отделении теории музыки. Обычно там, как и на дирижёрско-хоровом, одни девчонки, потому два парня на курсе были как медведи в малиннике. Именно так себя и чувствовал!

- Почему для проекта выбрали такое оригинальное название - «Божья коровка»?

- В нём присутствует элемент стёба. В словосочетании, с одной стороны, есть что-то божественное, с другой - наивно-детское. Очень интересная игра слов!

- Кто из музыкантов вдохновлял вас в молодости?

- Пол Маккартни, Ричи Блэкмор были моими кумирами в детстве и остаются ими по сей день. Каждый раз хожу на концерты группы Deep Purple, когда она приезжает в Россию.

- Та музыка, которую вы исполняете сейчас, несколько отличается от классического рока Блэкмора?

- Я не был бы столь однозначным. Да, мы делаем на сцене весёлое шоу. Однако и в нём звучат классические композиции того же Пола Маккартни и других известных рок-музыкантов. Пусть они исполняются с озорным текстом на русском языке. Я бы назвал то, что делаем, неким музыкальным китчем или стёбом.

А вообще, коллектив существует с 1988 года. Мы тогда играли андеграунд-рок, были у нас такие эксперименты.

- Коллеги по цеху считают вас исполнителем поп-музыки. Сами как думаете: правы они или нет?

- Ну почему сразу «попсовик»? Наша группа играет в жанре поп-рок, для этого есть даже название - «чебурашка-рок». Оно значит, что мы играем не чистый рок, а так называемую пародию на него.

- Расскажите про один из ваших главных хитов - песню «Гранитный камушек». С какого года её исполняете, кажется, с 1995-го?

- Нет, она написана гораздо раньше. Пел её ещё в 1970 году в пионерском лагере под гитару. Хитом стала далеко не сразу. Дорогу себе пробивала больше 10 лет. Долгое время выступал с ней повсюду, но никто не считал трек суперхитом, пока не случился контракт с фирмой «ЛИС’С», в результате которого ролик находился в телевизионной ротации почти восемь месяцев. И тогда все заговорили: «Да - это хит! » Однако не уверен, что без данного контракта композиция стала бы столь популярной.

Насчёт известности скажу так: никогда суперзвёздной жизни мы не позволяли. Родители у нас скромные люди из сферы бюджетной интеллигенции, инвестиций в наш проект никто не делал, и все достижения, которые имеем, лишь результат серьёзного, многолетнего труда.

- Несколько лет назад появилась новая версия «Гранитного камушка»…

- Этой песне уже три года. В 2020-м мне наконец надоело выслушивать претензии на счёт того, что песня - плагиат. Решил доказать: если заменить проигрыш и соло гитары, звучание станет другим. Все как-то навострили уши, а потом и музыкальные критики подтвердили, что это новая песня и заимствованных частей у неё нет. Теперь мы её только в таком виде исполняем.

- В 1999 году очередной удачей вашего проекта стала песня Леонида Азбеля «А по Волге вверх теплоход», которая сразу же попала в разряд второго хита после «Гранитного камушка». Не испытываете ли ностальгию по 90-м? Какие песни не исполнили, но хотели бы? О чем они могли быть?

- Ностальгию по 90-м? Конечно, испытываю! Тогда было творчество, продавались кассеты, диски. Я точно знал, что обязан выпускать по одному альбому в год. Был стимул сочинять и записывать.

Теперь же альбомы мало кому нужны. Рынок перенасыщен, поток информации такой, что нереально уследить даже за его незначительной частью. Соревнование идёт в основном не в том, у кого лучше альбом или клип, а кто больше вложился и потратил на продвижение. Иначе есть шанс, что песню никто не услышит.

Сейчас, как правило, выпускаются синглы и клипы на них, которые впоследствии компилируются в многочисленные сборники. В такой ситуации концептуальное мышление невозможно, музыкальная мысль мельчает и подстраивается под весьма ширпотребный вкус.

- Сколько песен написали сами?

- Достаточно много, процентов 80 из того, что поём. Есть авторские композиции и разные каверы, но они так сильно переделаны, что люди не узнают первоначальную версию.

- Стараетесь как-то подстроиться под вкус молодого поколения?

- Я уже делал попытки и видел, как другие артисты тоже их предпринимали, но они не увенчались успехом. Нельзя поспеть везде и всюду, каждый занимает свой этаж. В общем, у нас разная молодёжь: кто-то любит другую музыку, но есть и те, кто слушает нас.

- Следите за тем, как переделывают ваши песни?

- Конечно! На тот же «Гранитный камушек» штук 10 ремиксов. Есть среди них даже удачные, но пока ни один не зацепил.

- А вы отдаёте петь свои композиции другим людям?

- Смотря кому. Сначала нужно присмотреться и понять, что за артист, а затем уже думать. Если обращаются профессионалы, то, конечно, отказываю. Зачем отдавать конкурентам свои хиты? Потом ведь скажут: «К чему «Божью коровку» приглашать? Вот поют то же самое, но подешевле».

Да, актёр Сергей Бурунов спел «Гранитный камушек», так это я ему официально дал добро.

- На нашей эстраде есть ещё группы, похожие по стилю на «Божью коровку»?

- Я бы назвал «Дюну». Мне интересно выступать с ними на одной сцене.

- В чём, по вашему мнению, заключается человеческое счастье?

- На мой взгляд, у него есть четыре составляющих - профессиональная деятельность, здоровье, семья и духовная жизнь. Если во всех этих сферах человек успешен, значит, он абсолютно счастлив.

- Несколько ваших альбомов посвящены религиозной теме, а конкретно - христианству. Расскажите об этом…

- Само название группы - не какая-то там коровка, а божья! (Улыбается). И за него мне не будет стыдно никогда. Считается, что к Богу люди приходят не от хорошей жизни, а чаще всего от скорбей. К вере я обратился после ряда трудных жизненных обстоятельств. Скажем так, вёл не очень здоровый образ жизни и в один прекрасный момент понял: если так продолжу, то долго не протяну. Моё здоровье подавало соответствующие сигналы…

Стал искать истину - ходил на собрания различных организаций, некоторые из них оказались сектами, но всё же нашёл для себя путь - в христианстве.

#MORE_PHOTO#

Визитная карточка

«Божья коровка» - небольшой, но весёлый коллектив. Специализируется в жанрах лирической песни, фолк-рока, интеллигентного шансона, латины и дискотеки 1980-2000-х.

Группа основана композитором-аранжировщиком Владимиром Воленко в 1988 году и изначально задумывалась как эксперимент социально-сатирического направления. Однако со временем проект был перепрофилирован в более популярный формат. Именно в таком виде коллектив получил известность и признание широкой аудитории. Композиции про «гранитный камушек», «теплоход по Волге» хорошо знакомы отечественной аудитории. Визитной карточкой также являются одежда, обувь и аксессуары, стилизованные под божью коровку. 

В состав группы входят четыре человека. Вокалистами являются Владимир Воленко и его супруга Наталья (Шоколадкина).  

Прочитать всю статью