Быть первыми - остаться в веках

4 месяцев назад 56

50 лет назад, 8 июля 1974 года, в СССР началось возведение БАМа. Этот беспрецедентный проект стал важнейшим этапом создания путей, связывающих нашу страну со всем миром и помогающих развитию экономики. Когда каждый отбитый камень и проложенный на «стройке века» рельс были символом героизма и величия Родины, на охрану общественной безопасности встали молодые, но горячие сердцем милиционеры. Именно им первыми предстояло нести службу в тяжелейших бытовых и климатических условиях вечной мерзлоты.

На этапе зарождения

Проект Тихоокеанской железной дороги обсуждался ещё в Российской империи. Однако воплощение задумки в жизнь стало задачей следующих поколений. В 1926 году началась топографическая разведка местности. Вскоре уложили и первые метры рельсов. Полномасштабное строительство стартовало лишь к концу 1930-х, но помешала Великая Отечественная война. Затем последовал трудный период восстановления.

В 1974-м БАМ получил второе рождение. На Всесоюзную стройку хлынули тысячи советских граждан, ставших основой рабочей силы. Они снесли остатки бараков, в которых десятилетия назад проживали предшественники - заключённые, возводившие участки магистрали.###

Шаг за шагом в глухой тайге начала появляться цивилизация. Однако вместе с патриотами-комсомольцами на объект направились и недобросовестные люди. Они посчитали строительство отличной возможностью для незаконного обогащения.

Дружба крепкая

В ноябре далёкого 1974-го в структуре органов МВД СССР образовали Управление МВД СССР на БАМстрое, не имеющее аналогов по своим функциям и задачам. Под руководством полковника милиции Дмитрия Постникова работали не более десяти человек. Все они проходили службу в здании МВД СССР в Москве, часто выезжая в длительные командировки. Но спустя считанные месяцы стало очевидно: внушительная отдалённость от стройки не даёт возможности осуществлять эффективный контроль. Уже весной 1975 года Управление МВД СССР на Байкало-Амурской магистрали передислоцировалось в посёлок Тындинский Амурской области.

Бамовцы уважительно относились к «московской милиции». Нередко гостями правоохранителей становились всенародные любимцы. Так, в 1979-м году к сотрудникам Амурского линейного отдела внутренних дел заглянул легенда советского футбола Лев Яшин. В 1987-м управление посетил дважды Герой Советского Союза космонавт Юрий Малышев.###

- Переезд кардинальным образом изменил мою жизнь. Если и существует дружба между человеком и городом, то мы с БАМом два преданных друга-романтика. Я люблю свой город, свой край и горжусь тем, что обеспечивал в нём правопорядок и спокойствие жителей, - вспоминает бывший начальник Тындинского ЛО МВД России на транспорте, а сейчас наставник и почётный гость линейного отдела полковник милиции в отставке Анатолий Бабенко.

Но романтические представления о стройке, воспетой комсомольцами, граничили с суровой реальностью, с которой пришлось столкнуться всем без исключения первопроходцам. Два холодных сарая, помещённых на промёрзшую землю, один телефон для связи, бочка воды - вот и весь «стартовый набор» для новоселья бамовских милиционеров.###

Уже через несколько месяцев благодаря специально изготовленным вагончикам, переданным из УВД Волгоградской области, вырос временный городок. Позднее коллеги из Сахалинской области прислали несколько брусовых домов для сотрудников. Практически одновременно с главком создавались линейные отделы в Тынде, посёлках Северобайкальске, Ургале, Золотинке, Чаре и Магистральном.

Закалённые армией милиционеры никогда не жаловались на службу, воспринимая работу как оказанную честь. Стражи правопорядка быстро обживались в новых условиях, восполняя все недостающие бытовые удобства своими руками. Не обходилось и без забавных случаев. Вернувшись из командировки, можно было обнаружить на постели незнакомого человека. Это означало, что в полку прибыло: приехал новый сотрудник, а разместить его негде.

 Оперативная группа УМВД СССР на БАМстрое на месте происшествия, 1983 г.На фото: Оперативная группа УМВД СССР на БАМстрое на месте происшествия, 1983 г.

По воровским следам

Несмотря на всеобщую поддержку, основные функции противодействия преступности на транспорте по-прежнему лежали на плечах линейных милиционеров.

- Накануне грузинским строителям, возводившим посёлок Ния, привезли зарплату за три месяца - был какой-то сбой с выплатой, а утром кассир пришла на работу и увидела, что сейф с деньгами пропал! Как сквозь землю провалился! - вспоминает полковник милиции в отставке Иван Лисняк, отдавший службе на БАМе восемь лет. - Оказалось, ящик в прямом смысле провалился под землю. Возведённое в зоне вечной мерзлоты здание стояло на специальных сваях, обшитых сверху опалубкой. Ещё на этапе постройки хитроумные воры предварительно подготовили там небольшой коридор и изготовили люк в полу. Тщательно замаскировали от чужих глаз. Дождавшись удачного момента, злоумышленники без особых хлопот достали сейф. 120 тысяч - большие деньги по тем временам. Кража прогремела по всему Союзу!

Реакция сыщиков была молниеносной. Подозрение пало на троих ранее судимых мужчин, покинувших посёлок сразу после инцидента. Оперативники связались с представителями банка и уточнили номера серии купюр. Капкан на воров был поставлен.###

Банкноты вскоре «засветились» в аэропорту Усть-Кута, в Братске, что в 300 с лишним километрах от Нии. Милиционеры в кратчайшие сроки задержали преступников и вернули бо́льшую часть украденного.

В такт инструментам

Кропотливым трудом, шаг за шагом сотрудники линейных органов внутренних дел наладили быт и установили прочное взаимодействие с общественными организациями. Уже к середине 1979 года здесь функционировали 259 добровольных народных дружин, 87 советов профилактики коллективов трудящихся, 28 инспекций по делам несовершеннолетних и даже 29 отрядов юных друзей милиции.

Так слагалась славная летопись стройки века и начиналась ещё одна значимая глава в истории российских органов внутренних дел на транспорте. Сегодня умудрённые годами ветераны службы с гордостью вспоминают времена, когда стали стражами правопорядка, невидимыми защитниками труда и мира на БАМе.###

В такт несмолкающим инструментам комсомольцев-строителей они неустанно охраняли мосты, тоннели и станции. Отдавали себя без остатка обеспечению безопасности тех, кто вкладывал силы и душу в этот грандиозный проект.

#MORE_PHOTO#

Большая часть магистрали проложена в зоне вечной мерзлоты, она пересекает 11 полноводных рек и семь горных хребтов.

***

Байкало-Амурская железная дорога имени Ленинского комсомола одна из крупнейших в мире, её протяжённость - 4324 километра.

Прочитать всю статью