30 апреля 1935 года на городской площади города Мурманска финишировал беспримерный лыжный пробег группы младших командиров 67-го полка войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений. Весь переход от озера Байкал до столицы советского Заполярья протяжённостью более 9 тысячи километров занял у отважной пятёрки воинов-чекистов - Ивана Попова, Андрея Куликова, Константина Бражникова, Александра Шевченко и Евгения Егорова – пять месяцев. Он протекал в сложнейших условиях, где лыжникам пришлось преодолевать горные хребты, широкие северные реки и просторы бескрайней заполярной тундры.
Поход начался 30 ноября 1934 года из селения Нижнеангарск Иркутской области, а ему предшествовала тщательная подготовка. Все лыжники были испытанными спортсменами, уже имевшими опыт длительных пробегов, а по маршруту - в Кежме, Подкаменной Тунгуске, Туруханске и Архангельске - заранее подготовлены базы снабжения, где бойцы могли заменить лыжи, обмундирование, получить запас продовольствия и, если в этом могла возникнуть необходимость, - квалифицированную медицинскую помощь полковых медиков.
Лишь после тщательной подготовки командование войск и Центральный совет «Динамо» утвердили этот лыжный переход. Он был начат на первом участке маршрута, который вёл от Нижнеангарска к северному берегу озера Байкал, а затем только на север.
Лыжникам пришлось преодолевать и знаменитые байкальские «гольцы» - покрытые льдом скалы, и русла сибирских рек, где необъяснимым образом даже в 30-градусный мороз через лёд просачивалась вода, утяжеляя лыжи наростами мокрого снега, и смертельно опасные полыньи, куда однажды провалился, но был немедленно спасён товарищами один из участников пробега Константин Бражников.
Ночевали спортсмены обычно в снежных ямах, так называемых «куропачьих чумах» , в обмундировании и натянутых на лица шерстяных масках и шли дальше, ориентируясь по карте и компасу.
Северная стихия испытывала людей буранами, во время которых суточный переход порой равнялся всего лишь одному пройденному в борьбе километру. Но если благоприятствовала погода, лыжники преодолевали в день по 90-100 километров.
Так были пройдены Байкальский хребет и Осиновый кряж, енисейская тайга и лёд Подкаменной Тунгуски, Уральские горы, Большеземельская и Малоземельская тундры.
Уже на подходе к Белому морю выяснилось, что попасть на Кольский полуостров через горловину Белого моря – по самому удобному маршруту – уже не удастся: наступила северная весна. И вместо замёрзших пространств там уже дрейфовали расколовшиеся льдины. Поэтому сержанты после добросердечного приёма с военным оркестром в Архангельске повернули в обход - на Онегу, добравшись до Мурманска уже минуя море.
За мужество и отвагу, проявленные в лыжном переходе, ЦИК СССР наградил военнослужащих 67-го полка НКВД по охране железнодорожных сооружений грамотами и ценными подарками. От народного комиссариата внутренних дел страны им вручили знаки «Почетный работник ВЧК-ОГПУ-НКВД», золотые часы и именное оружие системы «Зауэр». Всесоюзный совет физической культуры удостоил их звания лучших физкультурников страны.
А французская газета «Трибюн де насьон» в те дни полагала, что этот «сенсационный рейд» должен быть учтён в числе «наиболее красивых мировых спортивных испытаний 1935 года».
По исследованиям историка российских войск правопорядка полковника Владимира Журавлёва, все участники легендарного лыжного перехода от Байкала до Мурманска и в дальнейшем достойно военную и правоохранительную службу со служением спорту.
Двое из них - Александр Евменович Шевченко и Евгений Фёдорович Егоров – в годы Великой Отечественной войны защищали Сталинград. В спортивном обществе «Динамо» после окончания института физической культуры долгие годы работал Иван Григорьевич Попов, советским военным советником в Болгарии и Китае служил после окончания военной академии Константин Николаевич Бражников. Работе в органах МВД СССР посвятил свою жизнь Андрей Павлович Куликов.
Сотрудникам Центрального музея войск национальной гвардии Российской Федерации известно, что во время перехода лыжники войск НКВД вели подробный дневник. К сожалению, судьба его сегодня не известна, а о знаменитом спортивном достижении в истории Росгвардии остались имена героев и их записанные для потомков воспоминания.