В гостях у журнала «Полиция России» вокалист, педагог, заслуженный артист Российской Федерации Александр Захаров.
– Александр Александрович, как и когда вы решили стать певцом?
– Я уже лет в десять был уверен в том, что буду стоять на одной сцене с Валерием Леонтьевым. Почему именно с ним? Наверное, его «Дельтаплан» и другие песни поразили детское воображение. Конечно, в то время я мало знал о классической музыке. Однако был достаточно известным маленьким артистом в своём городе, часто участвовал в конкурсах, неизменно побеждая в них. С удовольствием пел пионерские, советские песни. Меня называли «наш орловский Парамонов». Дома, конечно, никакого культа личности не было. Родители ругали, когда, случалось, забывал слова.
В музыкальную школу меня взяли сразу во 2-й класс. Когда начал ломаться голос – совсем не пел. В 15 лет поступил в музыкальное училище. На вокальное отделение в этом возрасте не брали, предложили дирижёрско-хоровое. Я уже стал забывать свои вокальные успехи. Но как-то мы, студенты орловского музучилища, поехали в колхоз. Там нас попросили дать концерт. Мы спели. И вот тут вернулась позабытая было известность (улыбается)…
– Помните свой первый выход на большую сцену в качестве тенора?
– Я служил в ансамбле Московского военного округа. Как-то меня попросили спеть песню «На солнечной поляночке». Это было первое моё выступление в качестве солиста большого коллектива. Вела концерт Анна Шатилова. Она объявила меня почему-то артистом ансамбля Александрова. Вышел и… забыл слова. Потом как-то вывернулся, спел. Зрители вяло похлопали. Прошло больше 30 лет, и я научился скрывать свой страх и волнение, хотя они присутствуют до сих пор.
– Какая ваша самая любимая партия, роль, песня?
– У меня разный репертуар – классический, эстрадный, русский народный. Считаю, что артист должен влюбляться каждый раз в новую работу, следующую партию. ###
Помню, как в академии Гнесиных сдавал экзамен по музыкальной литературе о творчестве Пуччини. И мне попалась малоизвестная опера «Плащ». Стал упрямиться: вот «Турандот», «Тоска», «Мадам Баттерфляй» – это великие произведения. А что этот ваш «Плащ»?.. И, представляете, по иронии судьбы, первое, что мне позднее предложили в Камерном музыкальном театре Покровского, – главная роль именно в этой в опере. И я её с удовольствием исполнял.
В этом, на мой взгляд, и заключается профессионализм. Найти себя там, где служишь, – в ансамбле, хоре, театре.
– Например, в Большом, где мечтают выступать многие и солистом которого вы были?
– Ещё в Ипполитовке (Московское музыкальное училище имени М. М. Ипполитова-Иванова – Прим. ред.) со мной занималась замечательный педагог Эмилия Александровна Янина. Мне часто ставили «четвёрки», а она успокаивала: «Сашуля, ты будешь в Большом театре, а эти глупые тётки так и будут ставить оценки». Она оказалась права. В то время, когда я начал выступать там в качестве приглашённого солиста, работал на износ – много гастролировал, хотелось пробовать всё. Выступал около 200 раз в год по всему миру.
В роли царевича Гвидона в опере «Сказка о Золотом петушке»
Ритм жизни был такой, что однажды, когда играл Гвидона в «Сказке о Золотом петушке», мы с главным дирижёром Александром Ведерниковым встретились только на сцене, когда оба прилетели в Москву с гастролей. Даже поздороваться не успели. Он мне лишь приветственно помахал из оркестровой ямы.
К сожалению, я попал в Большой театр в неудачное время. Закрывалась историческая сцена. Спектаклей оперных было немного.###
Участвовал почти во всех: «Пиковая дама», «Евгений Онегин», «Борис Годунов»…
– Какие выступления на других знаковых площадках запомнились больше всего?
– В храме Христа Спасителя, за полгода до его открытия. Внутри ещё не проводились отделочные работы. Выступал в составе хора Александрова. Слушали нас всего четыре человека – Президент России Борис Ельцин, его пресс-секретарь Сергей Медведев, мэр Москвы Юрий Лужков и дирижёр Евгений Колобов. Вместе с хором монахов из Сергиева Посада пели церковную музыку, в конце – «Калинку» и «Вдоль по улице…». Четверо зрителей – четыре солиста.
Выступали и на площадке ООН в Нью-Йорке с дирижёром Владимиром Андроповым и Святославом Бэлзой. Это был большой концерт мирового оркестра, и я там снова пел «Калинку»…
– Для многих Святослав Бэлза был образцом эрудированности, энциклопедических знаний, интеллигентности…
– Хотя за полчаса до выступления иногда мне казалось, что он не знает ничего по теме. Бывало, даже дилетантские вопросы задавал. Потом наступало время концерта и речь его лилась необыкновенно красиво, и всем было понятно, что он безупречно знает материал от А до Я. С ним связана одна забавная история. Приехали в Рязань. А концерт там был посвящён русской, советской музыке. Мы же привезли… Пуччини. Бэлза на минуту задумался и сказал: «Ладно, ничего». И вот Святослав Игоревич ведёт концерт, рассказывает про русскую музыку и вдруг говорит: «А в это время в Италии Джакомо Пуччини писал свои знаменитые произведения. И сейчас артисты исполнят дуэт из его оперы…».
– Случались ли ещё какие-то истории, когда находчивость и чувство юмора помогали найти выход из непростой ситуации?
– В 2007-м меня пригласили в уникальный арт-проект «Тенора XXI века». Собрались серьёзные вокалисты высокого класса, шли аншлаговые концерты в России и Европе.###
Много концертов – много курьёзных ситуаций. Что-то придумывали на ходу. Как-то одному певцу забыли привезти костюм (такое бывает). Руководитель Дмитрий Сибирцев ругается, а я говорю: ну это же хорошо! Мы его сейчас посадим в первый ряд, он будет громче всех хлопать, кричать «браво! ». А в конце мы скажем, что у нас в коллективе очень легко работать, выступить может каждый, вызовем его из зала и предложим спеть песню «O, sole mio» или «Памяти Карузо». Он сначала сыграет неуверенного зрителя, зал будет подсмеиваться, а когда микрофон дадим, то он лихо возьмёт ноту и споёт… Так и сделали. Зал был в восторге...
Чувство юмора всегда спасает. Отчасти благодаря ему появляется удивительное единение со зрителями, такое «общее дыхание».###
– Как долго сохраняется подобное единение?
– Мне часто звонят или пишут после концерта. Например, получаю письмо: «Дорогой Александр, вы были неделю назад в Самаре на сольном концерте. Дочь должна была рожать в этот день, но решила не рожать, а сходить к вам на концерт. Мы в полном восторге. Вернулись домой, её забрала скорая и ночью она родила. И вот мы вам говорим огромное спасибо за концерт…».
Или такая трогательная история. Одна пожилая дама постоянно приходила на мои сольные концерты в Дом музыки, садилась на первый ряд, после первой песни выходила с розочкой или хризантемой и говорила: «Саша, если я к вам не приду – значит, я умерла».
– Талантом кого из ваших коллег восхищаетесь?
– Всегда считал: то, что делал Лучано Паваротти – это неповторимо. На одной улыбке!.. Восхищаюсь своим педагогом, тенором, народным артистом РСФСР Константином Лисовским. Как-то у него всё математически гениально. Поёт, казалось бы, ничего от себя не добавляя, ровно столько, сколько нужно. Но получается очень красиво!
– Чему вы учите своих студентов в Российской Академии музыки имени Гнесиных?
– Пытаюсь пройти с ними курс советского музыкального колледжа (улыбается). Для серьёзного певца одного сугубо музыкального образования мало.
Часто задаю студентам вопросы: какие книги читали в детстве и какие сейчас, какие фильмы смотрите?###
Жаль, что не знают об Андрее Миронове, о Михаиле Булгакове и его «Мастере и Маргарите»… Или о братьях Стругацких. Многим не знакома их повесть «Понедельник начинается в субботу», название которой произношу, когда хочу сказать о том, что заниматься нужно не только в день экзамена… Артист не завершает свою работу, когда споёт последнюю ноту. Важно быть всесторонне образованным человеком.
И ещё студентам своим всегда говорю: «Как бы ни было трудно – улыбнись». Даже если что-то не так пойдёт, по крайней мере это тебя примирит со зрителем. Ты выбрал такую профессию! Хромаешь? С костылем не выходи на сцену, отложи его в сторону, спой и хромай на здоровье.
– Вы часто выступаете с репертуаром, составляющим золотой фонд русской и мировой культуры. Насколько хорошо зритель знает входящие в него произведения?
– С грустью замечаю, что те, кому сейчас 18–25 лет, знают только современные песни, смотрят программы, где юмор ниже ватерлинии. Не хочу впадать в брюзжание, но совсем недавно, когда выступал с народным оркестром, решил в программу включить самые «вкусные» для теноров произведения: «Тройку», «Вдоль по улице метелица метёт» – в общем, золотой репертуар Лемешева. И вот заиграли «Ах ты, душечка! ». И я понимаю, что люди, пришедшие в филармонию, в первый раз эту песню слышат. Для меня это было разочарование… Часто говорю зрителям: думаете, что когда артист выступает, только вы на него смотрите? Я тоже на вас смотрю. И анализирую, почему здесь у публики восторг, а здесь – вежливые аплодисменты.
Наши вузы выпускают артистов, поющих на разных языках. Так и должно быть.###
Но чтобы искусство пропагандировать, нужно, на мой взгляд, иностранные оперы – например, Шуберта или Шумана – петь на русском языке. Вот в 50–60-е годы прошлого века классика была доступна, она лилась из всех репродукторов. Козловский или Лемешев пели мировые классические произведения на русском. И простой человек мог понять, о чём. Хотя, конечно, есть кое-что важнее слова, что побеждает в любой опере или песне, где вы не понимаете текст. Это интонация! Интонация музыки и интонация слова.
– Кто вам помогает, выручает в трудные минуты?
– Мои собственные «армия и флот» – главные друзья – жена Наташа и семья. В этом мне очень повезло.
– Вы уже не один год сотрудничаете с Академией управления МВД России…
– Да, я не раз выступал в её стенах. С удовольствием исполняю разные программы, стараюсь не повторяться. Кроме того, с большим удовольствием откликаюсь на приглашения в составе жюри оценивать творческие способности слушателей этого учебного учреждения на конкурсе «Созвездие талантов». Ну а поскольку у меня репертуар обширный, то готов ещё петь для слушателей академии. Если, конечно, пригласят на новые занятия действующего там Университета культуры (улыбается).
#MORE_PHOTO#
Визитная карточка
Захаров Александр Александрович. Родился 21 августа 1970 года в городе Орле в семье инженеров-строителей. С ранних лет увлекался музыкой, любил петь. Был солистом хора в школе и в музыкальных студиях. Окончил музыкальную школу по классу фортепиано. Неоднократно побеждал на различных детских музыкальных конкурсах.
Окончил Орловское музыкальное училище (1989).
Служил в Вооружённых силах СССР – в воинской части и в ансамбле Московского военного округа (1990–1992), в дважды Краснознамённом ансамбле песни и пляски им. А. В. Александрова (1994).
Окончил вокальное отделение Московского музыкального училища имени Михаила Ипполитова-Иванова (класс Эмилии Яниной) (1997).
Будучи солистом Камерного музыкального театра имени Бориса Покровского (с 1999), окончил Российскую академию музыки имени Гнесиных (класс Константина Лисовского) по специальности «Академический вокал» (2002).
Солист Государственного академического Большого театра России (2004–2011). Солист арт-проекта «Тенора XXI века» (2007–2019). Солист-вокалист Национального академического оркестра русских народных инструментов им. Н. П. Осипова (2011–2020).
Ведёт активную концертную деятельность, выступает с лучшими народными и симфоническими коллективами страны на лучших концертных площадках Москвы и России. Выпустил диск «Родина моя» с записью русских народных песен (2011).
Педагог Российской академии музыки имени Гнесиных по академическому вокалу на кафедре под руководством Александра Науменко (с 2021).
Заслуженный артист Российской Федерации (2019). Заслуженный артист Республики Ингушетия (2006). Лауреат премии «Национальное достояние России» (2007). Обладатель премии города Москвы в области литературы и искусства (2013).