Творческие личности встречаются среди представителей разных профессий: писатель Антон Чехов работал врачом, художник Василий Поленов по образованию был юристом, композитор Александр Бородин параллельно с музыкой занимался органической химией. Вот и подполковник юстиции в отставке Гюзель Секамова нашла себя в живописи, которой увлеклась, будучи следователем.
Из суда и в следствие
В УВД по Красногвардейскому району она устроилась в 1996 году. Опыт работы с уголовными делами уже был - до милиции девять лет трудилась секретарём в Смольнинском суде Петербурга.
- Наблюдала за тем, как расследуются преступления, подмечала ошибки, недочёты. Но мне хотелось не просто стенографировать процесс, а быть его частью. Да и тяга к детективным романам и фильмам, где почти всегда нутром угадывала виновника-злодея, тоже подстёгивала сменить печатную машинку на блокнот сыщика, - делится Гюзель.
В те времена криминальная обстановка в городе на Неве оставляла желать лучшего: кражи, разбои, грабежи, мошенничества, шантажи и вымогательства, бандитские разборки, заказные убийства.
Самым интересным и сложным подполковник юстиции в отставке считает расследование аферы в конце 90-х годов.
- Дело было объёмным, многотомным, десятки потерпевших. Но такие сложности присущи многим материалам. Главная особенность заключалась в личности подозреваемой, которая совершала преступления при помощи… гипноза, - рассказывает Гюзель Секамова.###
- Дамой она была претенциозной. Ориентировалась на предпринимателей, их платёжеспособных друзей и родственников. С жертвами знакомилась по роду деятельности - вела мелкий бизнес по продаже алкоголя. Брала в долг у коммерсантов деньги и не отдавала. Потом опять занимала, заставляла людей продавать машины и золото. Мы даже следственные действия снимали тогда на видеокамеру во избежание внушений при проведении очных ставок. Женщина свою причастность к мошенничествам отрицала. Говорила, что финансы ей отдавали добровольно, дескать, ничего криминального тут нет. Но «по капельке» в беседах я вывела её на чистую воду. В итоге аферистка дала признательные показания.
Показать миру красоту
Как известно, на плечах любого следователя лежит большой груз ответственности. Гюзель Секамова понимала: чтобы переключиться, необходимо заняться чем-то, не связанным с профессией.
- Была детская мечта - научиться писать маслом. Да как-то руки не доходили. И вот наконец в 2010 году начала: нанесла краску на холст, уверенно вывела художественные линии. Сразу поняла - моё. К мольберту возвращалась снова и снова. Проблемы ушли, в жизни появилось спокойствие. Рисовать продолжаю до сих пор, - рассказывает женщина о начале творческого пути.
После выхода на заслуженный отдых Гюзель Секамова плотнее занялась живописью. Желание создавать красоту и показывать её миру требовало реализации. Сегодня она не только пишет картины, но и обучает этому детей и взрослых, устраивает мастер-классы.
Для работы с юными художниками у Гюзель разработаны авторские методики.
- Всегда любила разгадывать тайны. Каждый сложный ребёнок - это загадка. Подобрав к нему «ключик», я с удовольствием показываю мир красок, форм и линий, в котором живу сама.###
Здесь мы ищем подход, который интересен: не хочешь брать в руки кисть или мастихин - пожалуйста, рисуй руками, тряпочками или любым предметом, который «ложится» в ладошку. Так потихоньку маленький человечек становится открытым и искренним, - говорит Секамова.
Недавно состоялись несколько персональных выставок художницы в галереях и центрах Санкт-Петербурга и Старой Руссы Новгородской области, на которых были выставлены десятки её картин. Так, работа «Лодка в пруду» - передана в дар одному из музеев Петергофа.
О братьях меньших
Лучшими Гюзель признаёт картины, выполненные в жанре «анималистики». И это не случайно. Животных она любит с детства. В юношеском возрасте профессионально занималась конным спортом. В период с 1984 по 1988 год даже участвовала в съёмках кинокартин «Ленфильма» в сценах, связанных с лошадьми. Девушка выполняла ряд каскадёрских трюков.
- Только узнать меня на экране сложно. Я там бывала лишь в массовке, часто в гриме, причём в серьёзном, сложном, а порой и вовсе не женском. Из самого смешного - как-то бородатым ямщиком за поводьями была, - смеётся Гюзель.
Сегодня в её доме проживает целое «собачье отделение» - три тибетских мастифа и четыре карликовых пинчера. Не забывает хозяйка и про лошадей - иногда выезжает на конные прогулки.
Главным жизненным принципом Гюзель Секамова считает отцовский завет: «Не знаешь, как поступить, - поступай порядочно».