А «Яблоки» будут на десерт!

1 год назад 195

В конце 1980-х певец Михаил Муромов был на пике популярности. Хиты «Яблоки на снегу», «Ариадна», «Странная женщина» вызывали повальное сумасшествие: на концертах аншлаги, кассеты расходились огромными тиражами. Пролетели годы, а композиции продолжают радовать души и сердца слушателей, так как цепляют за живое. Но не все знают, что мастерское владение голосом - не единственный талант музыканта…

- Михаил, вы учились в математической школе, занимались английским и французским языками, плаванием, боксом, окончили музыкальное учебное заведение по классу виолончели. Поступили в Менделеевский институт, потом перевелись в вуз другого направления - мясомолочный, далее последовала аспирантура. Но, получив высшее образование, приняли неожиданное решение: устроились в ресторан метрдотелем. Что это было - усталость, протест, эксперимент или что-то иное?

- Как видите, не могу похвалиться беззаботным детством. Не гонял с другими мальчишками в футбол во дворе. С ранних лет родители старались занять меня по полной программе - учёба, секции, кружки. Окончил школу со средним баллом 4,65. Учиться следовало хорошо, так как тройка считалась недопустимой оценкой - это означало, что ты уже ни на что не годишься, позоришь фамилию. И я старался быть таким положительным парнем для мамы до тех пор, пока шёл по коридору, который она мне нарисовала.

А работать в ресторан устроился, чтобы наконец стать собой. Получал там неплохие деньги, это в какой-то мере служило оправданием. Но по сути я хулиган и шалопай, да и ленивый к тому же. Меня надо было постоянно подталкивать. (Улыбается. )

- Насчёт последнего верится с трудом. Не назовёшь бездельником человека, у которого три сотни песен, музыка к 25 спектаклям, трём балетам, семи фильмам, а ещё пять ролей в кино. Когда пришло понимание того, чем именно вам нравится заниматься?

- В четвёртом классе мечтал сочинять музыку, записывать её и исполнять. У меня это неплохо получалось: уже были первые песенки. В восьмом организовал с одноклассниками вокально-инструментальный ансамбль «Хрустальные кактусы». А потом мне предложили написать первую композицию для кино.

Когда меня пригласили на «Песню года», «Яблоки на снегу» и «Афганский цикл» уже были популярны, звучали на кассетах. Все знали, что есть такой певец и композитор Михаил Муромов. Его нельзя проигнорировать. Словом, мечта детства сбылась.

- Потом вы четырежды стали лауреатом «Песни года». Как отнеслись к свалившейся славе и прошли испытание популярностью?

- Спокойно. Я точно не артист в люрексе. Вообще от этого далёк: не наношу грим перед сценой, в партикулярном образе выступаю. Не представляю, что можно иметь 400 сценических костюмов! Турпоход, песни у костра, рыбалка - вот это про меня. А потом, я никакой не народный, даже не заслуженный при всём своём творческом багаже, который вы только что перечислили. Хотя, когда иду по улице, люди оборачиваются.

- Зато всенародно любимый - это дорогого стоит. Ведь нередко бывает, что объявляют артиста со званием, а его толком никто не знает. Автора и исполнителя «Яблок на снегу» публике представлять не надо. Могу предположить, что до сих пор на концертах просят спеть этот хит…

- Вы правы. Иногда даже обидно за новый репертуар. Но у меня есть маленькие хитрости. Например, часто в первой половине выступления исполняю свежие песни. А публику предупреждаю, что «Яблоки» будут на десерт.

Правда, однажды пошёл на поводу у зрителя. Говорю: ну раз хотите - пожалуйста, спою пять раз подряд! На третий уже звучит недовольный голос из зала: а концерт-то будет? (Смеётся. ) Кстати, песня хорошо ложится на разные языки, особенно припев. На татарском вообще звучит потрясающе!

- Из вашей биографии становится понятно, что вы изучали английский и французский. А какими языками ещё владеете?

- Когда люди говорят, что знают в совершенстве много языков, это всё враньё. Некоторые родной русский не освоили на должном уровне, что уж говорить об иностранном. Я относительно хорошо могу общаться по-польски, по-итальянски, по-испански, по-французски, очень плохо по-немецки. Быстро схватываю чужую речь, стоит немного времени провести в среде её носителей, начинаю кое-что понимать.

- Люди любят, чтобы их, помимо пения, развлекали разговором, поэтому некоторые исполнители травят анекдоты на концертах. А как общение с публикой происходит у вас?

- Читаю стихи, танцую. Иногда и впрямь приходится зажигать, особенно если в зале присутствует какой-нибудь большой начальник, и люди сначала ведут себя сдержанно, смотрят на его реакцию. Но я стараюсь не провоцировать народ выкриками типа: не вижу ваши руки! Просто выступаю: будет у кого-то «до мурашек» - зааплодируют, нет, значит, просто послушают.

Даже публику называю не зрителем, а слушателем. Мне важно, что человек слышит со сцены, а как видит - второстепенно. Самое главное, чтобы приходили на концерты без опаски, потому что рассказывали: объявились мои двойники, которые гастролируют по стране.

- Несмотря на супермодные в 1980-е хиты «Ведьма», «Странная женщина», особое место в творчестве занимает «Афганский цикл». Обращение к теме войны стало несколько неожиданным для многих ваших поклонниц, но мужскую часть населения песни покорили…

- Причём не все знают, что самая первая композиция этого цикла «Боевым награждается орденом» посвящена сотрудникам милиции и дебютировала в одноимённом фильме. К несчастью, ребят наградили посмертно. За исполнение этой песни я получил премию МВД России.

Композицию подхватили, приняли за свою и в Афганистане, когда туда попали магнитофонные кассеты. А потом появились и другие - «Афганистан», «Спроси пустыню», «Письмо брату», которые своей искренностью вызвали шквал эмоций у солдат, побывавших на той войне. И мне дорого такое признание.

- Ваша музыка звучала и на драматических сценах страны. Помнится, выходили на театральные подмостки. Не хотелось бы повторить данный опыт или найти себя в новом амплуа?

- Тогда просто спасал спектакль режиссёра Светланы Враговой. Там я выступал композитором, восемь песен исполняли артисты - практически это был мюзикл. В финале звучала «Молитва» на латыни. Актёр с ней не справлялся. И мне по просьбе Светланы пришлось выйти на публику вместо него.

Отработал порядка 20 премьер на сценах «Современника», Театра имени Ленинского комсомола, Владимира Маяковского и других. Но желания снова выступить в этом амплуа больше не возникало. А однажды озвучивал в японском мультике «Ноев Ковчег» роль добродушного волка. Очень интересный опыт! Представляете, как необычно: вроде волк, но не злой. В образ долго не приходилось вживаться - я сам по себе человек добрый.

- «Когда устану петь, открою я кафе» - поётся в одной из ваших песен. Есть такие планы?

- Товарищи подкидывали подобную идею, ведь в моей биографии имеется опыт работы в кабаке, однако я от неё отказался. Чтобы открывать ресторанный бизнес, нужна мощная команда людей, которым доверяешь. Но и они могут подвести. Тогда ты потеряешь не только деньги, но и друзей. Это совсем неинтересно. Поэтому ограничился написанием трека.

- Что приносит радость, о чём мечтаете?

- Мне доставляет огромное удовольствие уединение, когда никто не мешает размышлять. Мечтаю - ещё пожить. Именно пожить: относительно беззаботно, во всяком случае, не думая о том, как на мою небольшую пенсию оплачивать счета ЖКХ. (Иронизирует. ) А пока буду трудиться, гастролировать. Я люблю свою профессию, своего слушателя, и это мне даёт ощущение полноты жизни.

- Над чем работаете сейчас?

- Над новой песней, слова которой написала девочка, - её имя я даже не знаю. Просто отдала после концерта школьную тетрадочку с творческими набросками, адреса и телефона для контакта не оставила. Есть там строчки, которые изумительно ложатся на музыку.

А ведь не из любой поэзии может получится песня. Как-то на программе «Шире круг» ко мне подошёл известный поэт Кирилл Львович. Принёс конвертик, в нём было 20 стихов. Из них сразу получилось пять песен. И это огромный успех! У меня самого рождается много стихотворных зарисовок. Обычно вдохновение приходит на восходе солнца. Или во сне. Главное, не полениться встать и записать рифму.

- Что пожелаете нашим читателям, среди которых есть и ваши преданные поклонники?

- Так сам же из МВД, служил во внутренних войсках, выходил на задержания участников групповых побегов. Вообще, очень люблю армейскую дисциплину. Восхищаюсь женщинами, которые служат, они, к слову, не задают лишних вопросов. (Улыбается. )

К тому же я динамовец с 1957 года. Ещё до школы записался в секцию плавания спортивного общества. Очень скоро сдал норматив на второй юношеский разряд, показал отличные результаты на коротких дистанциях, увлёкся водным поло и начал выступать на соревнованиях в составе молодёжной сборной Москвы. Поэтому передаю всем вашим читателям огромный привет и самые наилучшие пожелания.

Визитная карточка

Михаил Муромов - эстрадный певец, композитор, автор более 300 песен. Родился 18 ноября 1950 года в Москве. Отец был старшим научным сотрудником, мать - преподавателем в вузе. Занимался в музыкальной школе по классу виолончели, увлекался спортом. В 1971-м окончил Московский технологический институт мясомолочной промышленности. Дебютировал как певец на профессиональной сцене в 1985 году на международном фестивале молодёжи и студентов.

Песня «Яблоки на снегу» стала его визитной карточкой. Писал музыку к театральным постановкам, художественным и документальным фильмам. Сотрудничал с поэтами Ларисой Рубальской, Андреем Дементьевым, Риммой Казаковой, Кириллом Львовичем.

Прочитать всю статью