«А мимо пролетают поезда…»

2 месяцев назад 32

На груди ветерана, словно колокольчики, звенят медные и серебряные медали. Китель ему к лицу. Полковник милиции в отставке Вячеслав Чапрак трудится в органах внутренних дел уже половину столетия. Это сейчас добровольческая нагрузка в виде деятельности в Общественном совете при Нижегородском ЛУ МВД России на транспорте. А когда-то сотни раскрытых дел, сотни перевоспитанных ребят, сотни пройденных пешком километров вдоль стального пути…

Босоногая пора

Его детство прошло в городе Горьком на улице Аэродромной, пересекающей Комсомольское шоссе. Счастливое ли оно было? Пожалуй. У родителей шестеро ребятишек. Одна комната на восьмерых, маленькая кухонька. Но это ещё благодать! Рядом с их домом располагались бараки. Там ютились рабочие металлургического завода - по 20 семей в одном. Но все жили мирно. Зимой «барашные» и «домашние» мальчишки расчищали снег, заливали каток для хоккея. В послевоенные годы тяжёлый труд лёг и на неокрепшие плечи. Подростки грузили мешки с комбикормом, пасли и доили коров.

В 16 лет уже полноценная смена на авиационном заводе в цехе сборки самолётов, вечерняя школа, затем армия. Предложение товарища по срочной службе выучиться на писаря стало судьбоносным. Спустя неделю ночных занятий по каллиграфии Вячеслав оказался в штабе. Окончил курсы при части и вышел из армии офицером запаса - младшим лейтенантом, командиром орудийного взвода. Именно это звание подарило шанс войти в ряды служителей закона. А педагогический институт задал вектор.

Воры на рельсах

В районе станции Соловейка на Арзамасском направлении то и дело вскрывали на ходу составы. Арбузы, алкоголь, крупы - брали всё. В транспортной милиции были уверены: воруют подростки. Участок неэлектрифицированный, скорость небольшая. Предприимчивая шпана взбиралась на крышу грузовых вагонов, ногой выбивала боковой люк и сбрасывала содержимое на землю. Начальник инспекции по делам несовершеннолетних Волго-Вятского УВД на транспорте Вячеслав Чапрак отправился на поиски. Пешком шёл от станции Суроватиха и на пути заметил пацанёнка лет восьми. Грязный, сопливый, а платком утирается новеньким.

- Слушай, платок у тебя какой хороший.

- Дяденька, тебе надо, что ли?

- Давай! А ещё есть?

- Хе, у нас их целый шифоньер. Брат натаскал.

-А что у вас ещё есть?

- Всё есть: макароны, тушёнка, шоколад...

- Ну пойдём к тебе, посмотрим.

И действительно, ящики с шампанским, вином, в колодце - три бочки с пивом. Оказалось, что старший брат мальчика с друзьями из училища совершили 19 краж.

- Мы находили несовершеннолетних нарушителей, проводили профилактические беседы, ставили на учёт, выявляли неблагополучные семьи, - рассказывает полковник милиции в отставке. - Много пьющих было в Толоконцево, Семёнове, Шахунье… Железнодорожники зачастую жили в казармах, родители занимались тяжёлым трудом, дети предоставлены сами себе.###

На месте начальник инспекции не сидел. Из 365 дней в году половину проводил в командировках, однажды даже поставил рекорд - 280 суток! Именно так раскрывались преступления. Вызывал руководитель: «Мужики, что-то у нас поезда «бомбить» начали. Давайте до Орехово прокатимся». И вот уже милиционеры в поезде Нижний Новгород - Москва, едут до Дзержинска, до Вязников. Работали, шагая пешком по шпалам...

«Земля» вместо бумаг

1988 году Вячеслава Чапрака назначили заместителем начальника криминальной милиции Волго-Вятского УВД на транспорте. До этого успел отучиться в Академии МВД СССР в Москве, куда направляли самые ценные кадры. Был избран комсоргом, руководил партийной организацией отдела. Но всё так же предпочитал «землю» бумагам.

Вот он в Грузии. На станции Лило укомплектованные работниками обойной фабрики вагоны отправились на Костариху в Горький. И прибыли… с недогрузом. Стали разбираться в произошедшем.

Акты общей формы проверили везде по пути движения. Они в порядке. Закрутки составов нормальные. Пломбы на месте. Осталось навестить отправителя. Заведующего склада на месте не оказалось, как и директора предприятия. Никто ничего не знает.

Один звонок Вячеслава Чапрака товарищу по академии из МВД Грузии, и директор тут как тут. «Что вам нужно? » И выдают справку о том, что предприятие отправило неполные вагоны. Не странно ли? Конечно. Милиционеры создают видимость, что уехали, а сами остаются на ночь в засаде. В результате оказалось, что работники фабрики не снимали старые пломбы, выгружали товар в машину и опять увозили на производство.

Под прикрытием пулемётов

А знаете, когда появились группы сопровождения пассажирских поездов? Это случилось в бытность начальника Горьковской железной дороги Омари Шарадзе и заместителя начальника Волго-Вятского УВДТ Вячеслава Чапрака. С общей криминализацией в 90-е годы число хищений, хулиганств, драк, убийств сильно увеличилось и в поездах. Назрела необходимость в обеспечении правопорядка во время следования.

Только представьте: вышедшие на свободу осуждённые с ножами терроризируют целый вагон на протяжении пути от Шахуньи до Нижнего Новгорода. Транспортная милиция узнаёт об этом не скоро, но реагирует немедленно. С Чапраком тогда были трое коллег и один автомат на всех. Приехали на станцию Киселиха, запрыгнули в притормозивший поезд. Двое зашли с одной стороны вагона, столько же - с другой. Пошли навстречу друг другу. Преступники оказали сопротивление, в результате двое служителей правопорядка попали в больницу с ножевыми, один - с огнестрельным ранением.###

Случалась и война. В чеченскую кампанию приходилось собирать отряды, организовывать вагоны для проживания.

- Выдали один - тесновато для 30 человек. Представьте себе: 45 суток в пути. Тяжело. Второй раз выпросили ещё один вагон для рябят. Там сделали даже столовую и баню, - рассказывает полковник милиции в отставке. - Задача наша заключалась в сопровождении железнодорожных составов. Как правило, наливные цистерны злоумышленники не трогали, нефть-то чеченская! А вот другие составы… То мину на рельсы подложат, то обстреляют из зарослей. При этом пассажиры - женщины и дети. От Моздока по всей республике мы ездили так: сначала два вагона с песком, затем - с пулемётами в окнах, за ними - теплушки. И только потом пассажирский.

Будущее ждёт

Человек в кителе смотрит весомо, говорит о принципах и самом важном: - Не врать! Ложь всегда выйдет наружу так или иначе, - считает ветеран. - В человеке обязательно должна быть честность. Может быть, поэтому почти полвека с женой душа в душу живём. И сыновей наставляю: Чапраки женятся только раз.

Такое воспитание, такое наследие. Среди членов семьи только педагоги и служители закона. Так или иначе все они направляют взрослых и подрастающих по верному пути.

- Воспитывать и родителей надо, - с уверенностью отмечает полковник милиции в отставке. - Как-то пацанёнка задержали на вокзале. Худющий, маленький, грязный. Таких сразу видно: лицо умытое, а за ушами черно. Я беседовал с ним часа четыре. Отец - военный, мать - учительница. Он получил двойку и сбежал из дома от наказания. Решил дойти до Кунгурских ледяных пещер под Пермью. Рассчитал, что на дорогу нужно семь сухарей чёрного хлеба. Каждый разделил на три приёма: завтрак, обед, ужин. С Ильино до Горького шёл три дня. У него даже карта была необыкновенная: разные вырезки, в том числе из путеводителей иностранных государств. Когда их составляешь, получается путь от Ильино до Перми. За мальчишкой приехали родители, я беседовал долго и с ними, пытался донести, как важно общаться с ребёнком, видеть в нём личность.

Полковничий китель именитого родственника чаще всего достаёт из шкафа внук. Первоклассник Семён командует решительно: «Дед, давай!» Надевает, марширует смешно, но гордо. По маленьким ножкам бьёт ремень с кортиком, позвякивают медали. Главный знак, который лично вручил президент России в 2003 году, - «Заслуженный сотрудник органов внутренних дел Российской Федерации».

#MORE_PHOTO#

Прочитать всю статью