80 лет назад ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ ВОЙСК НКВД СССР ЗАДЕРЖАЛИ ВРАЖЕСКОГО ШПИОНА ПРЯМО НА КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ

2 лет назад 87


13 февраля 1942 года в 0.45 патрульным нарядом 2-й роты 20-го мотострелкового полка 2-й отдельной мотострелковой дивизии войск НКВД СССР (2-й ОМСБОН войск НКВД СССР) в составе красноармейцев Хирина и Киселёва на Красной площади в Москве был задержан неизвестный в военной форме. Он оказался германским шпионом.

Краткие строки донесения, к сожалению, не проливают свет на обстоятельства задержания этого ряженного в военную форму вражеского агента, оказавшегося в самом охраняемом месте столицы в самую глухую пору комендантского часа. Однако полученные красноармейцами Хириным и Киселёвым за высокую бдительность награды – именные металлические часы от НКВД СССР и Московского военного округа – свидетельствуют о значимости этого, произошедшего ровно 80 лет тому назад, события.

В ходе контрнаступления советской армии под Москвой, начатого в начале января 1942 года, враг был отброшен от столицы, но всё равно находился сравнительно неподалёку. Поэтому Москва оставалась вожделенной целью разведывательных органов Германии. И эту активность массово забрасываемой в январе-феврале 1942 года в тыл советских войск, в Москву и Подмосковье агентуры противника нередко фиксируют исторические документы войск НКВД СССР военного времени:

Январь 1942 г: «Красноармейцем 6-й роты 9-го мотострелкового полка НКВД Аршиновым в Москве задержан и доставлен в комендатуру переодетый в советскую военную форму шпион германской разведки…». Январь 1942 г.: «В г. Можайске на чердаке разрушенного дома обнаружены две работающие радиостанции. Для их обслуживания германское командование оставило группу изменников Родины. Сама группа с запасами продовольствия, оружия и боеприпасов скрывалась в подвале дома…». Февраль 1942 г.: «Опергруппа 9-й роты 262-го стрелкового полка НКВД под командой младшего сержанта Газанова задержала человека во время резки электролинии высокого напряжения…». Февраль 1942 г.: «Красноармейцем Кучеровым изобличён пособник гитлеровцев Басов. При нём обнаружено его донесение на имя немецкого офицера и списки коммунистов…». Февраль 1942 г.: «Сержантом 2-й роты 9-го мотострелкового полка НКВД Бабенко в ходе патрулирования в г. Москве задержан гражданин, оказывавший содействие германской разведке…». Февраль 1942 г.: «Красноармеец 2-й роты 143-го полка войск НКВД Котов во время проверки документов задержал бывшего слесаря военного завода. При обыске у него на квартире были обнаружены генеральный план г. Тулы и чертежи деталей оборонного значения. Задержанный арестован органами НКВД…»

Из обзора оперативно-служебной деятельности частей внутренних войск НКВД СССР в 1942 году следует, что их военнослужащими только в январе и феврале 1942 года при несении гарнизонной службы и во время проведения операций задержано 302 шпиона фашистской разведки, 437 пособников гитлеровских оккупантов и 88 полицаев, а также 19 диверсантов.

Части и соединения войск НКВД в ходе Великой Отечественной войны, особенно в её начальный период, зачастую использовались в качестве пехоты для закрытия брешей на самых уязвимых направлениях, где проявили высокую стойкость и боевое мастерство. Это было оправданно. Однако истинное преимущество воинов-чекистов перед прочими солдатами и офицерами Красной армии заключалось именно в их умении находить и обезвреживать врага скрытого – вражескую агентуру и гитлеровских пособников. У них был бесценный опыт и особое чутьё на врага. Часто встречаемое в донесениях упоминание 9-го либо 20-го мотострелковых полков 2-й ОМДОН НКВД СССР историкам многое говорит об их бойцах. Эти полки дивизии формировались накануне битвы за Москву из военнослужащих именно тех частей и соединений НКВД, что встретили врага ещё в первый день войны, 22 июня 1941 г., на Белостокском и Брестском направлениях в Белоруссии. В них служили, в том числе, и уцелевшие защитники Брестской крепости, чудом вырвавшиеся из окружения.

За плечами этих людей были не только бои с превосходящими силами противника, но и борьба с парашютными десантами и переодетыми в советскую военную форму диверсантами в тылу войск. На невидимой войне они были не просто патрульными. Они были настоящими охотниками на агентуру врага, и выполняли свою работу со знанием дела.

Прочитать всю статью