Найти сегодня хотя бы одну книгу «Не склонив головы» даже в букинистической лавке – задача не из лёгких. А ведь в 1961 году эта повесть вышла небывалым на сегодняшний день тиражом – 115 тысяч экземпляров! Посвящённое событиям Великой Отечественной войны литературное произведение было написано липецким автором Владимиром Калачёвым – человеком удивительной судьбы.
Как рождался замысел
Владимир Калачёв появился на свет в 1924 году в Епифани Тульской области в семье городского прокурора и, прежде чем попасть в Липецк, довольно много поколесил по стране. Так, в 1937 году семья переехала в Саратов, где по окончании школы Владимир устроился на местный завод слесарем. А потом началась война. После учёбы в Симферопольском пулемётно-миномётном училище добровольцем он отправился на Западный фронт громить фашистов. Стал командиром взвода 109-го гвардейского стрелкового полка 37-го гвардейской стрелковой дивизии. Сражался самоотверженно. Среди его наград есть орден «Красной Звезды» и медаль «За боевые заслуги». Жизнелюб по натуре, как вспоминала в своём последнем интервью его дочь Марина Коханенко, он был уверен в нашей Победе. И, возможно, уже там, на передовой, рождался замысел книги.
К слову, повесть «Не склонив головы» не потеряла актуальности и сегодня, ведь она о настоящих мужчинах, которые, даже попав в плен к фашистам, не опустили рук, а продолжили бороться с врагом, создавая подпольные организации. Более того, в связи со специальной военной операцией очень злободневно в ней звучит тема разработки радиолокационных приборов, секрет изготовления которых не удалось вырвать у пленного советского учёного ни нацистским конструкторам, ни американской разведке. Конечно, художественное произведение не лишено элементов вымысла, но можно быть уверенным, что писал портреты героев Калачёв со своих товарищей. Именно этим объясняются тщательно выведенные характеры. Рассказывать о том, в чём разбирается, – такой останется манера письма Владимира Сергеевича на долгие годы.
И на флоте свой
В 1943-м Владимир Сергеевич получил несколько ранений – были перебиты обе руки и нога. Марина Коханенко рассказывала, что, будь травма полегче, отец обязательно бы вернулся в строй - он был не из тех, кто не доводил до конца начатое дело. Примеры тому есть: в первый раз в медсанчасти пробыл всего три дня – рвался к своим. Однако во второй о возвращении не могло быть и речи. Из-за тяжёлого множественного осколочного повреждения пришлось несколько месяцев провести в госпиталях. После Калачёва комиссовали с инвалидностью.
В том же году он поступил учиться в Московский госуниверситет на факультет международных отношений. В 1945-м его командировали во Владивосток в дипломатическое представительство МИД СССР в качестве секретаря. После Владимир Сергеевич отправился в Ставропольский край, где жила семья. Там он записался слушателем краевой партшколы и поступил на заочное отделение в Пятигорский педагогический институт.###
В 1951-м Калачёв впервые попробовал себя на журналистском поприще. За 10 лет успел поработать корреспондентом тульской газеты «Коммунар», в изданиях «На страже Заполярья» Северного флота и «Страж Балтики» Балтийского флота и даже редактором Липецкого книжного издательства.
В 60-е устроился в органы внутренних дел, взяв на себя руководство учебным центром УВД Липецкого облисполкома. Уволился со службы полковником милиции.
Счастливая случайность
Именно благодаря службе в органах внутренних дел имя Калачёва не кануло в Лету, оставшись воспоминанием для родных и близких. По счастливой случайности сложилось иначе. Интересуясь историей правоохранительных органов, заместитель начальника полиции по оперативной работе УМВД России по Липецкой области полковник полиции Виталий Воронин однажды задумался: его наставник Ким Марков достоин того, чтобы о нём сложили роман. В своё время Ким Васильевич первым в Липецке начал обучать самбо, а спустя годы, придя служить в милицию, привлёк спортсменов к охране общественного порядка. Работал и в уголовном розыске, был заместителем начальника дежурной части УВД Липецкого облисполкома. Внёс огромный вклад в профилактику преступлений.
– Когда я озвучил идею Киму Васильевичу, которому 93 года, он сказал, что про него уже писали книгу. Для меня это стало неожиданностью, – рассказал Виталий Воронин.
Фамилию автора повести ветеран не вспомнил, но немного рассказал о его биографии, упомянув, что тот возглавлял региональный ведомственный учебный центр. В музее УМВД России по Липецкой области удалось сузить поиск до двух человек, а потом, сопоставив факты биографии, понять, что речь о Владимире Калачёве.
Фото: Марины Коробовой / Беседа с родственниками писателя
Книга вышла 10 лет спустя
К Киму Маркову, занимавшемуся физподготовкой курсантов, Калачёв на интервью приходил не раз. Его интересовали подробности громкого дела – разбоя с убийством в магазине, о котором он напишет в очередном романе. Как рассказала внучка Владимира Сергеевича Елена Мелешко, которая в детстве проводила с дедушкой немало времени, преступление произошло в Липецке в районе бывшей остановки Нефтебаза. За заправкой стояли два типовых здания. В одном из них раньше располагался продовольственный магазин – там-то всё и случилось. Прямого указания на место действия в ещё одной повести талантливого писателя под названием «И днём, и ночью» нет, но в семье помнят, как Владимир Сергеевич скрупулёзно работал с документами, стараясь не упустить важных деталей в раскрытии темы.
Эта книга вышла спустя 10 лет тиражом в 15 тысяч экземпляров. Причём не как документальная хроника, а захватывающий советский детектив. И хотя образы литературных персонажей созданы с изрядной долей художественности, у каждого из героев истории явно были прототипы. Например, один из сотрудников УГРО имел фамилию Маркин, а центральное действующее лицо – подполковник Кораблёв – был превосходным сыщиком. Его прообраз – известный липецкий начальник отделения уголовного розыска Правобережного РОВД, фронтовик, майор милиции в отставке Борис Кисляков.###
В речи милиционеров узнаваемы и принципы, которые исповедовали представители правопорядка того времени. Да и сам Калачёв был таким. «Главное – воспитывать в себе сознание личной ответственности за свои поступки. Быть человеком – должность непростая», – говорит Владимир Сергеевич словами своего героя.
Черновики не пропадут
За месяцы поисков и исследовательской работы Виталий Воронин обрёл единомышленников среди коллег. Прочитав книгу, они решили познакомить с творчеством Калачёва широкую общественность. И с энтузиазмом взялись за дело. Нашли дочерей и внучек Владимира Сергеевича и выяснили, что наследие писателя гораздо шире, чем две изданных книги. Среди его рукописей обнаружились черновики ещё двух произведений – «Батальоны особого назначения» и «Портфель дипкурьера». Эти записи требуют доработки.
– Есть и серия «морских рассказов», публиковавшихся в прессе с продолжением на несколько номеров, – рассказывает Елена Мелешко. – Мы бережно храним архивы дедушки.
К 100-летию со дня рождения Калачёва были перенабраны, отредактированы в соответствии с правилами современного русского языка и полностью подготовлены к изданию книги «Не склонив головы» и «И днём, и ночью», с предисловием и архивными снимками. Осталось найти средства для их выпуска. Но и эта задача обязательно окажется по плечу тем, кто понимает, как важно именно в год 80-й годовщины Великой Победы вернуть почти забытое имя талантливого коллеги, фронтовика, писателя, профессионала, человека старой закалки.
#MORE_PHOTO#