Об основных тенденциях развития учебного процесса в Белгородском юридическом институте МВД России имени И.Д. Путилина, отметившем в марте 40 лет со дня основания, рассказывает начальник этой образовательной организации полковник полиции Алексей Александров, кандидат юридических наук, доцент.
Подготовка кадров в ведомственной системе образования МВД России является одной из самых масштабных и эффективных в стране. На протяжении десятилетий прослеживается устойчивая тенденция к повышению качества образования, к практической ориентированности учебно-воспитательного процесса. Среди более двух десятков ведомственных образовательных организаций нашей страны достойное место занимает Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, успешно интегрированный в ведомственное и общероссийское образовательное пространство. За прошедшие годы здесь наработан значительный опыт реализации образовательных программ всех уровней подготовки специалистов для органов внутренних дел.
Вызовы, связанные с угрозами национальной безопасности, ставят территориальные органы перед необходимостью формировать «социальный заказ» на специалистов с определённым набором знаний, умений и навыков.###
Институт всегда шёл в ногу со временем. Так, исходя из потребностей правоохранительной практики, на рубеже девяностых–двухтысячных годов, была создана кафедра организации борьбы с незаконным оборотом наркотиков. С 2021 года готовятся специалисты по противодействию преступлениям, совершённым с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, занимающиеся выполнением задач в сфере контроля за оборотом наркотиков. А сегодня реализуются образовательные программы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников, несущих службу на новых территориях Российской Федерации.
В целом обучение ведётся на 6 факультетах: подготовки дознавателей, правоохранительной деятельности, обеспечения безопасности на транспорте, заочного обучения, переподготовки и повышения квалификации, профессиональной подготовки и обеспечивается 16 кафедрами.
Существенным импульсом в развитии института стала масштабная реорганизация ведомственной системы образования, связанная с процессом профилизации вузов.###
С 2013 года институт является учебно-научным центром по приоритетному профилю подготовки «Деятельность подразделений по обеспечению безопасности на транспорте». Для практической реализации этого направления были созданы кафедра обеспечения безопасности на объектах транспорта и факультет обеспечения безопасности на транспорте, а также многофункциональные учебно-полигонные комплексы, на базе которых моделируются условия, максимально приближенные к реальным. Примером кластерного подхода к организации образовательного процесса служит научно-практический полигонный комплекс, включающий такие учебные полигоны, как «Макет гражданского воздушного судна ЯК-40», «Купейный пассажирский железнодорожный вагон», «Железнодорожная цистерна», «Крытый товарный вагон». Или учебная аудитория имени Николая Цыганника по подготовке сотрудников-судоводителей, оборудованная комплексным навигационным тренажёром, предназначенным для отработки практических навыков управления маломерным судном.
Всё это помогает формировать навыки пресечения противоправных действий на объектах транспортной инфраструктуры.
Занятия по дисциплинам кафедр уголовного процесса и криминалистики проводятся на базе межкафедрального криминалистического полигонного комплекса, включающего специализированные аудитории криминалистической методики, тактики, техники, судебной медицины, первой помощи, осмотра места происшествия, криминалистическую лабораторию и ситуационные полигоны, оснащённые новейшим мультимедийным оборудованием, технико-криминалистическими средствами и учебно-наглядными пособиями.
Институт проводит активную работу по масштабированию положительного опыта применения интерактивных программ и технологий 3D-визуализации с использованием новейших технических средств (специального сканера, квадрокоптеров) в образовательном процессе. Как показало время, за подобными технологиями – будущее в таких направлениях деятельности правоохранительных органов, как осмотр места происшествия, поисковые мероприятия различного уровня сложности.
Разрабатываются программы подготовки внешних пилотов (операторов беспилотных воздушных судов), наши сотрудники проходят обучение по программам подготовки операторов и инструкторов беспилотных воздушных судов.###
Данное направление является одним из самых перспективных в стратегическом планировании образовательных траекторий развития института.
В соответствии с реализуемыми в России национальными проектами и государственными программами, связанными с внедрением и эффективным использованием современных цифровых технологий, одним из приоритетных направлений совершенствования образовательного процесса является развитие технологии электронного (цифрового) вуза.
В течение последних лет содержание образовательных программ корректируется с учётом необходимости укрепления основ кибербезопасности; к учебно-воспитательному процессу привлекаются специалисты-практики, способные поделиться ценными знаниями в этой области; внедряются лучшие модели цифровизации образовательного процесса; развиваются и совершенствуются методические приёмы проведения занятий с применением дистанционных образовательных технологий; увеличивается количество сетевых мероприятий разного уровня представительства, повышается качество их проведения. Перспективы развития этого направления видятся, во-первых, в индивидуализации образовательного процесса, в создании методик проведения занятий, нацеленных на конкретного курсанта или слушателя и, во-вторых, в создании новых полигонных комплексов, оснащённых современным цифровым оборудованием с использованием возможностей технологий искусственного интеллекта.
Повышению уровня подготовки кадров в рамках практико-ориентированной модели образовательного процесса служит создание филиалов кафедр института на базе территориальных органов МВД России.###
На данный момент их уже семь. Это позволяет с максимальной эффективностью внедрять в образовательный процесс положительный опыт правоохранительной деятельности.
Также в последние годы институт принимал непосредственное участие в проводимой МВД России комплексной модернизации системы первоначальной подготовки кадров. В 2013 году был создан практико-ориентированный факультет профессионального обучения (с 2015 года – факультет профессиональной подготовки). Сегодня здесь готовят слушателей по 9 программам. Только за последние три года выпущено более 4 тысяч сотрудников органов внутренних дел.
Важным элементом в системе профессиональной подготовки является переподготовка и повышение квалификации. Факультет, специализирующийся на этом направлении работы, был создан в 2003 году. Всего здесь прошли обучение более 34 тысяч слушателей, в том числе сотрудники правоохранительных органов иностранных государств.
Подготовка и переподготовка иностранных слушателей ведётся в Белгородском юридическом институте МВД России с 2011 года. За это время здесь прошли обучение представители Монголии, Таджикистана, Узбекистана, Кыргызстана, Туркменистана и других государств. При этом научный подход к организации образовательного процесса основан на интернационализации образовательных программ, что позволило добиться положительных результатов и сформировать у слушателей необходимые для выполнения их служебных обязанностей профессиональные компетенции.
Институт развивает тесные профессиональные связи с образовательными организациями стран ближнего зарубежья: Академией МВД и Могилёвским институтом Республики Беларусь, Актюбинским юридическим институтом МВД Республики Казахстан имени Малкеджара Букенбаева, Академией МВД Республики Таджикистан, Академией МВД Кыргызской Республики имени генерал-майора милиции Э. А. Алиева. А кроме того – с Академией железнодорожной полиции МОБ Китайской Народной Республики. Основные формы взаимодействия с зарубежными партнёрами – участие в научно-представительских мероприятиях, проведение совместных научных исследований, обмен информационными и аналитическими материалами, компьютерными программами, учебными видеофильмами.
Сформированная в институте многоуровневая образовательная среда нацелена на раскрытие творческого, интеллектуального и личностного потенциала всех обучающихся. В 2013 году был создан Центр гуманитарного образования и патриотического воспитания. Методологической основой его деятельности является система межпредметных связей кафедр гуманитарных и социально-экономических, а также государственно-правовых дисциплин. Концепция деятельности центра строится на тесной связи гуманитарного и государственно-правового образования с патриотическим, духовно-нравственным и культурно-эстетическим воспитанием. Системообразующим элементом центра является кабинет, посвящённый деятельности основоположника российского сыска Ивана Дмитриевича Путилина. С использованием мультимедийных технологий и средств наглядной агитации в аудитории представлены основные этапы славного жизненного и профессионального пути знаменитого сыщика.
Информационная открытость и акцентирование внимания на позитивных примерах служения Отечеству позволяют достичь единства образовательного и воспитательного процессов, развивают интерес к истории органов внутренних дел.###
Немало делается профессорско-преподавательским составом института и для развития ведомственной науки. Только за последние три года выполнено более 200 научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям правоохранительной деятельности и организации образовательного процесса; из года в год увеличивается количество работ, выполняемых по заявкам центральных подразделений МВД России и территориальных органов внутренних дел.
Институт активно взаимодействует более чем с 80 образовательными организациями и территориальными органами, что позволяет проводить совместные научные исследования, плодотворно обсуждать актуальные вопросы деятельности органов внутренних дел, обмениваться научной информацией.
Профессорско-преподавательский состав образовательного учреждения неуклонно работает над повышением своих профессиональных компетенций и совершенствует педагогическое мастерство. За последние три года в институте защищено 16 диссертаций, из них 4 – на соискание учёной степени доктора наук.
Приоритетной задачей развития научно-исследовательской деятельности является создание условий для самореализации молодых учёных. Основной организационной формой научной деятельности начинающих исследователей выступает созданное в 2004 году Научное общество курсантов и слушателей (НОКС). Его основные задачи – организация и проведение научно-представительских мероприятий, участие в конкурсах научных работ, популяризация исследовательской деятельности в среде обучающихся. Курсанты и слушатели института уже не раз становились призёрами международных, всероссийских и региональных конкурсов научных работ. НОКС курирует работу 16 научных кружков кафедр института, в которых занимаются более 200 участников.
Важной составляющей работы с личным составом является патриотическое воспитание, которое невозможно без формирования устойчивого исторического мировоззрения, сопричастности к судьбе своей страны.###
Так, в 2013 году в преддверии 70-летия Курской битвы в институте был создан военно-исторический отряд «Огненный рубеж». Участники военно-исторических походов по местам воинской славы Белгородчины ставят перед собой цель сохранения исторической памяти об одном из крупнейших сражений Великой Отечественной войны.
Не забываем мы и о героях наших дней, участниках специальной военной операции. В 2024 году в память о тех из них, кто отдал жизни за Родину, были открыты именные мемориальные доски.
Особое место в организации исторической работы и в формировании мировоззрения у курсантов и слушателей занимает внештатный музей института, осуществляющий комплектование, учёт, хранение и популяризацию экспонатов, связанных с историей учебного заведения.
Значительное внимание в организации и проведении воспитательной работы уделяется культурно-просветительскому направлению. На базе культурного центра института работают творческие коллективы: вокальная студия «Лира», вокально-инструментальный ансамбль «Импульс», танцевальный коллектив «Ритм», духовой оркестр, литературно-поэтический клуб «Наследие», шахматная студия «Гамбит» и другие. Кроме того, функционирует Университет культуры.
Опираясь на накопленный опыт, личный состав Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина уверенно смотрит в будущее. Стратегическим направлением его развития является качественная подготовка специалистов для органов внутренних дел, создание инновационного образовательно-научного пространства, а также условий для сохранения и приумножения кадрового потенциала органов внутренних дел, личностного роста сотрудников, их профессиональной и социальной самореализации.
#MORE_PHOTO#